Сторонникам автомобилей с правым рулем удалось одержать очередную временную победу.
Фото Reuters
Вчера комитет региональной политики и законности приморской Думы подготовил обращение в прокуратуру края с требованием немедленной проверки действий Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). Депутаты считают незаконной введенную новую методику расчета таможенной стоимости ввозимых иномарок. Таким образом, приморские парламентарии присоединились к продолжающимся во Владивостоке акциям протеста против скрытого повышения цен на подержанные автомобили иностранного производства. На центральной площади города перед зданием краевой администрации прошел пикет. 300 автомобилей проехали по городу с включенным фарами, время от времени блокируя движение по центральным улицам краевого центра. Наконец, около сотни автомобилей блокировали все подъезды к зданию Дальневосточного таможенного управления.
В то время как центр города замер в неподвижных пробках, губернатор Сергей Дарькин срочно созвал рабочее совещание с представителями ДВТУ. По словам губернатора, он, конечно, не имеет права вмешиваться в работу таможенных органов, но считает недопустимым нагнетание социальной напряженности в регионе из-за плохой разъяснительной работы ДВТУ в связи с новым порядком ввоза подержанных иномарок.
Однако разъяснительная работа ДВТУ, по словам Владимира Литвинова, руководителя одного из организаторов протестных акций – общественной организации «Свобода выбора», вряд ли поспособствует снижению социальной напряженности.
«В Приморье цены на все товары и услуги традиционно определялись ценами на подержанные японские автомобили, – сообщил «НГ» Владимир Литвинов. – Скрытое повышение таможенных пошлин, заложенное во введении мини-каталогов, обеспечит экономике региона большой минус».
Под мини-каталогом подразумевается приказ начальника ДВТУ Эрнеста Бахшецяна от 5 октября о новой системе таможенных платежей за ввозимые на территорию России иномарки. Раньше таможенники использовали в работе так называемые «тарифные сетки», в которых приводились средние цены на импортные автомобили с учетом только трех параметров: марки, года выпуска и объема двигателя. В новом таможенном мини-каталоге, помимо старых параметров, учитываются модель, модификация, тип двигателя, марка кузова и год выпуска до 1998 года включительно. Причем в основу мини-каталога ДВТУ положена информация о стоимости новых автомобилей из японских каталогов, являющихся официально опубликованными источниками ценовой информации.
Кроме этого, таможенная стоимость автомобилей увеличивается, если на нем установлено дополнительное оборудование, к которому ДВТУ относит проигрыватель компакт-дисков, кожаную обивку салона, улучшенные колеса, встроенный телефон и так далее. В совокупности новые требования к ввозу иномарок привели к тому, что цены на автомобили за неделю во Владивостоке выросли как минимум в 1,5 раза.
Владимир Литвинов и другие организаторы акций протеста в приморской столице считают, что действия таможни имеют четко выраженное намерение задушить импорт подержанных автомобилей. Не случайно в качестве первых марок нового мини-каталога избраны самые популярные «Тойота» и «Мицубиси». О своих истинных намерениях таможенники пока не сообщают. Руководитель ДВТУ вчера отправился в двухнедельный отпуск, а его заместитель Александр Воробьев пообещал приморскому губернатору, что каждый случай ввоза машины японского производства будет рассматриваться предельно внимательно и резкого роста цен на рынке японских автомобилей не произойдет. Однако рост цен уже произошел, и акции протеста в Приморье скорее всего будут продолжаться.