Мнение военных экспертов совпадает с прогнозами спасателей. Специалисты считают, что в ближайшие годы как на ТОФе, так и в Дальневосточном военном округе вряд ли удастся обеспечить безопасность военных складов (по данным «НГ», пятая часть 34 крупнейших российских арсеналов находится на Дальнем Востоке). Главная причина – резкое сокращение специалистов в этой области в результате так называемой оптимизации войсковых структур. Согласно экспертным оценкам, сейчас любой склад, на котором хранятся бомбы, ракеты или снаряды, представляет реальную угрозу жизни людей, а взрывы будут продолжаться.
Между смертью и мародерами
Первая информация об очередном ЧП на объекте Минобороны поступила в МЧС России 1 октября в 3.38 по местному времени. В середине дня, после того как рядом с помещением штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации, развернутом в поселке Северные Коряки к 6 часам утра, разорвалась мина, оперативное управление было переведено в поселок Раздольный. Принимается решение об эвакуации граждан из десятикилометровой зоны, прилегающей к горящему арсеналу.
Поселок Южные Коряки, близ которого начались взрывы, расположен к северу от Петропавловска-Камчатского. В районе склада с боеприпасами проживает около 7,5 тыс. человек. Более 4 тыс. из них вывезли в город Елизово, рядом с которым расположен аэропорт. Однако, по заявлениям спасателей, им так и не удалось заставить стронуться с места около трети местных жителей. Люди отказывались покидать свои дома из-за боязни быть ограбленными (сообщалось, что в районе бедствия зафиксировано несколько случаев мародерства).
Как сообщил Интерфаксу помощник главнокомандующего Военно-морским флотом – начальник пресс-службы ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, угрозы жителям Петропавловска-Камчатского нет. «Подчеркиваю, что на территории базы находится только обычный боезапас. Ядерного оружия и, как утверждают некоторые СМИ, химического оружия там не было и не могло быть», – заявил Дыгало. Он также отметил, что люди находятся на безопасном расстоянии 15 км. Между тем камчатские спасатели так характеризовали обстановку в районе военно-морской базы: «Ни о каком тушении не может быть речи, туда и подойти нельзя». По некоторым данным, боеприпасы, хранящиеся на складах арсенала, подлежали утилизации.
Расследованием причин происшествия занимается следственная группа военной прокуратуры Петропавловско-Камчатского гарнизона. Прокуратура возбудила уголовное дело по признакам ст. 217, ч. 1 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 293, ч. 1 (халатность) УК РФ. Рассматриваются три основные версии возникновения пожара: нарушение правил безопасности работ на взрывоопасных объектах со стороны личного состава арсенала, нарушение правил хранения боеприпасов со стороны должностных лиц базы или поджог (подрыв) площадки.
«Оптимизация» безопасности
После развала Советского Союза из стран СНГ в Россию поступило и большое количество различных боеприпасов, которые в аварийном порядке размещались в арсеналах и на складах Минобороны. При этом очень часто снаряды складировались с грубыми нарушениями правил их хранения. В результате – большое количество ЧП на арсеналах. Примечательно, что чаще всего взрывы гремели именно на Дальнем Востоке. Так, в мае 1992 года рвануло на арсенале ТОФ в районе Второй Речки, сотни снарядов без взрывателей оказались за территорией складов. Их собирали в течение нескольких лет. Арсенал авиации ТОФ, расположенный в районе поселка Новонежино, взорвался в мае 1994 года. В близлежащих селах было разрушено 7 домов и образовались огромные воронки размерами с пятиэтажный дом. В апреле 1998 года в Пограничном районе близ поселка Бараново-Оренбургское в результате пожара на артиллерийском складе начали рваться снаряды. Из военного городка и близлежащего поселка пришлось эвакуировать около 4 тыс. человек. В октябре 2002 года – аналогичное происшествие на складе боеприпасов во Владивостоке. В 2003 году взрывы прогремели на арсенале ТОФ в районе поселка Таежный Приморского края в 70 км от Владивостока. Пожар на арсенале уничтожил 20 дач жителей города.
Руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок (в свое время служил в Дальнем Востоке) в комментарии «НГ» назвал основные причины подобных ЧП на ТОФе. По его словам, в 90-х годах охраной складов и поддержанием их содержимого в надлежащем состоянии занимались специальные подразделения Сухопутных войск и было достаточно специалистов, чтобы профессионально предотвращать ЧП. На Дальнем Востоке, с учетом его огромных арсеналов (готовились воевать с Китаем и США и их сателлитами в данном регионе), в частности, этим занималась отдельная бригада 51-й армии. Ее штаб дислоцировался на Сахалине, а подразделения – по всему Дальневосточному военному округу. На Камчатке находился целый корпус этой бригады. В результате так называемой оптимизации войсковых структур охрана складских объектов от сухопутчиков перешла к ТОФу, при этом упомянутая бригада была расформирована. Дело поддержания смертоносных арсеналов в должном состоянии было сведено на нет. «А удаленность их от штабов, где еще оставались хоть какие-то специалисты, только усугубляла эту ситуацию», – сказал военный эксперт.
По словам Цыганка, не смогли необходимым образом защитить и население: «Не был выполнен приказ о повсеместной обваловке складов. Обваловка – это насыпь высотой до 8 метров (то есть выше складских построек), которая не позволяет осколкам рвущихся в результате ЧП снарядов разлетаться в стороны».
По мнению эксперта, в ближайшие годы как на ТОФе, так и в ДальВО вряд ли удастся восстановить былую систему обеспечения безопасности многочисленных складов с боеприпасами. «Дело не только в том, что это стоит немалых денег, – пояснил «НГ» Анатолий Цыганок. – Главная проблема – в соответствующих специалистах, которых в настоящее время почти не осталось». Поэтому, по прогнозу аналитика, взрывы будут продолжаться.
Вчера утром на Камчатку прибыла комиссия Министерства обороны РФ под руководством первого заместителя главы оборонного ведомства генерал- полковника Александра Белоусова, передал Интерфакс. В состав комиссии также входит первый заместитель Главкома ВМФ России адмирал Михаил Захаренко. В первой половине дня Белоусов и Захаренко заслушали доклад командующего группировки вице-адмирала Виктора Гаврикова и приняли участие в совещании с губернатором Камчатки Михаилом Машковцевым. Было принято решение о сокращении зоны эвакуации и возвращении людей в несколько поселков.