Московско-Курская транспортная прокуратура расследует обстоятельства крупного пожара, произошедшего во вторник вечером на железнодорожной станции Перерва на юго-востоке Москвы. В связи с ЧП, едва не приведшим к крупной экологической катастрофе, возбуждено уголовное дело по ст. 267 УК РФ (приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения).
По предварительным данным, основной причиной пожара стал сход с рельсов трех цистерн с бензином. Это уже не первое за последнее время подобное ЧП на российских железных дорогах. Достаточно вспомнить, что менее месяца назад аналогичный пожар в подмосковной Балашихе привел к гибели одного человека, еще пятеро был госпитализированы с ожогами. Тогда возгорание трех цистерн с бензином на подъездных путях автоперегонной базы ООО «Топ ресурс» произошло в результате нарушения правил пожарной безопасности во время слива топлива. А в июне более месяца пришлось потратить на ликвидацию ЧП в Тверской области, где 15 июня сошло с рельсов 26 цистерн с мазутом. Это привело к разливу около 700 тонн нефтепродуктов, загрязнивших почву и акватории рек Вазуза и Гостижа.
Как правило, причиной подобных происшествий называют либо недостатки оборудования железной дороги, либо ошибки персонала. Что, однако, выглядит довольно странно, если учесть, что только чистая прибыль РАО «РЖД» в 2004 году составила 8,8 млрд. рублей и при этом руководство компании не раз говорило, что тратит необходимые средства на поддержание инфраструктуры в должном состоянии.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе УГПС Москвы, сигнал о возгорании в Егорьевском проезде на тупиковой ветке станции Перерва поступил на пульт «01» около 18.00. Пожар возник в результате короткого замыкания после того, как одна из цистерн следовавшего через станцию поезда с топливом сошла с рельсов и врезалась в опору контактной сети.
К 19.00 на место происшествия прибыло 35 пожарных расчетов, два пожарных поезда, 27 автоцистерн, а также специализированные вертолеты Ка-35 и Ми-8. Но до этого пламя охватило площадь более 1 тыс. кв. метров: три цистерны с нефтепродуктами емкостью 60 тонн каждая и ангар «Мостопоезда» № 20, где хранились баллоны с пропаном, некоторые из которых вскоре стали взрываться. К счастью, пожарным удалось быстро эвакуировать пятерых рабочих, находившихся на складе, поэтому никто из людей не пострадал.
Как пояснили в УГПС, горящие цистерны пытались отцепить от нетронутых огнем и вывезти из опасной зоны при помощи маневрового тепловоза. Однако это осложнялось тем, что цистерны находились в середине состава из двенадцати вагонов. В пресс-службе отметили, что «пожарные работали с риском для жизни, поскольку была велика вероятность взрыва цистерн и баллонов. Если бы это произошло, последствия были бы чудовищные – рядом станция и жилые дома». Кроме того, по словам пожарных, «проблемы возникли из-за того, что рукавные ленты пришлось тянуть с соседней улицы».
Окончательно ликвидировать возгорание удалось уже с наступление темноты, в 21.00. Мэр Москвы Юрий Лужков, побывавший на месте происшествия, отметил: «Опасность была велика. Мы ушли от очень больших неприятностей».
По мнению заместителя главы Росприроднадзора Олега Митволя, пожар не принес ущерба окружающей среде. Проблему он видит в другом: ЧП на станции Перерва показало, что не были сделаны выводы из недавней тверской аварии. «Я надеялся, что после железнодорожной аварии в Тверской области, когда вследствие плохого состояния путей произошла серьезная экологическая авария, будут сделаны соответствующие выводы. На сегодняшний день ситуация повторилась. Состояние путей достаточно плохое на всем протяжении», – заявил Олег Митволь.