Иркутская областная прокуратура передала в областной суд уголовное дело об убийстве политтехнологов партии «Родина» Марины Мараховской и Яна Травинского. На скамью подсудимых сядут трое молодых людей – 26-летний Алексей Гребнев (ранее Попов, позже он взял фамилию жены), его родной брат, 21-летний Михаил Попов, а также 22-летний Данила Шпейзер. Гребнев обвиняется в убийстве, его брат – в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия, а Шпейзер – в приобретении или сбыте имущества, добытого заведомо преступным путем. За Алексеем Гребневым тянется шлейф преступлений, совершенных ранее, – прокуратура обвиняет его также в убийстве жителя Нижнеудинска Эльбруса Исаева и покушении на убийство жителя Омска Сергея Степанюка.
Специалист по избирательным технологиям Марина Мараховская и журналист из Санкт-Петербурга Ян Травинский в сентябре 2004 года были приглашены в Иркутск региональным отделением партии «Родина» для участия в предвыборной кампании в Законодательное собрание. 27 сентября их тела с огнестрельными ранениями были найдены на лестничной площадке у квартиры, которую снимала Мараховская в доме на 4-й Советской улице. Это убийство имело широкий резонанс, так как партийные лидеры «Родины» заявили, что за преступлением стоят политические противники их партии (главным соперником «Родины» на выборах была «Единая Россия»).
Но уже в начале декабря представитель ГУУР МВД России Денис Струков сообщил, что убийство раскрыто и совершено оно было не из-за политических, и из корыстных побуждений – с целью завладения 43 тыс. долларов. По его данным, информация о том, что приезжие политтехнологи получили большую сумму денег на проведение предвыборных мероприятий, попала к братьям Алексею и Михаилу через водителя Данилу Шпейзера, который возил Мараховскую и Травинского. Михаил Попов начал слежку за их передвижением по городу, сообщая обо всем брату по сотовому телефону. Алексей Гребнев подстерег политтехнологов в подъезде, где и открыл по ним огонь из пистолета. С места преступления были похищены сумка с деньгами и ноутбук. Как сообщалось, братья поделили деньги между собой, заплатив Шпейзеру за информацию 1,5 тыс. долл.
И.о. прокурора Иркутской области Игорь Мельников тогда выразил несогласие с тем, что за убийством стоит банальное ограбление. Расхождение в оценках представителей милиции и прокуратуры еще более обострило отношения политических противников. Сейчас представители правоохранительных органов предпочитают не комментировать эту сторону дела. Но, как ожидается, суд может ответ на вопрос, есть ли в этой трагедии политический аспект.