Юрий Самофалов: «Для нас важны не фамилии, которые у всех на слуху».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
– Уже более десятка лет государство пытается внедрить в общественное сознание убеждение в том, что налоги – дело святое, а уклонение от них – тяжкий грех. Юрий Васильевич, есть ли хоть какие-то признаки того, что налоговая преступность идет на убыль?
═
– Наши данные свидетельствуют, что на убыль она не идет. К примеру, только в январе–мае этого года нами выявлено свыше 11 тысяч налоговых преступлений, материальный ущерб от которых оценивается в 566,3 миллиарда рублей. Но за последнее десятилетие налоговая преступность сильно видоизменилась. Если в первой половине 90-х налоговые преступления были более примитивными, как говорится, все их признаки лежали на поверхности, то сейчас они стали очень изощренными, труднораскрываемыми, труднодоказуемыми. Хотя по-прежнему схемы ухода от налогообложения основаны на пробелах в законодательстве. Теперь их разрабатывают экономисты, финансисты, юристы – профессионалы высочайшего уровня, которые специализируются в данном направлении. Поэтому с нашей стороны тоже требуется не менее профессиональное противодействие. Работать стало труднее.
═
– В связи с этим будут ли с вашей стороны какие-то законодательные инициативы?
═
– Почему будут? Эта работа ведется непрерывно. Например, в мае Госдумой принята новая редакция статьи 11 Закона «О милиции», в которой, в отличие от редакции старой, очень скрупулезно прописаны права органов внутренних дел по проверкам хозяйствующих субъектов. В августе этот закон вступит в силу. Четкость и ясность нужны не только нам, но и налогоплательщику. Ведь размытостью в законе может воспользоваться как недобросовестный налогоплательщик, так и наш недобросовестный сотрудник. И таких предложений по совершенствованию законодательства у нас много. Но процедура внесения поправок очень длительная.
═
– Одно время руководство налоговой полиции инициировало ряд громких дел, фигурантами которых стали известные персоны. Повестки с требованием явиться на Маросейку для дачи показаний получал даже Филипп Киркоров. Это была стратегическая линия: считалось, что такие дела работают в профилактическом плане на общественное мнение, а заодно и на имидж налоговой полиции. Почему таких дел нет у вас?
═
– Мы не нуждаемся в такой рекламе. Для нас важны не фамилии, которые у всех на слуху, не шумиха вокруг так называемых громких дел. Гораздо важнее добиться неотвратимости наказания за совершенное преступление, невзирая на лица, и возместить государству причиненный ущерб. У нас есть дела, по которым суммы возмещения составляют миллиарды рублей. Устраивать вокруг них шоу не в наших правилах.
═
– Вышли ли структуры МВД, занимающиеся налоговыми расследованиями, на показатели, которые имела налоговая полиция?
═
– Наши сегодняшние результаты не ниже тех, которые были на пике деятельности ФСНП. Нам удалось взять от налоговой полиции лучшее, что там было. Прежде всего – это нацеленность на серьезные дела, на реальное выявление и возмещение ущерба, что позволяет нам вносить существенный вклад в пополнение доходной части бюджета. И справляемся мы с этим не хуже, чем в свое время налоговая полиция.
═
– Удалось ли в ходе реорганизации снять, если можно так выразиться, кадровые сливки ФСНП?
═
– К сожалению, избежать потерь не удалось. Не в нашу пользу сыграло то обстоятельство, что в МВД были переданы только функции налоговой полиции, а вся материальная база отошла к Госнаркоконтролю. А людям предоставили возможность выбора: хочешь – иди в Госнаркоконтроль, хочешь – в новую структуру МВД. А у этой структуры на то время не было вообще никакой материально-технической базы. Сейчас она уже создана, а тогда некоторые сделали свой выбор не в нашу пользу. По большому счету, государство при этом ничего не потеряло, всех трудоустроило, но мы были заинтересованы в том, чтобы взять больше опытных специалистов. Впрочем, кадровую нехватку сейчас испытывают и другие правоохранительные органы – это общая проблема.
═
– Можно ли говорить о неких приоритетных направлениях в расследовании экономических преступлений? На чем в первую очередь фокусируется внимание?
═
– На том, что представляет наибольшую угрозу экономической безопасности страны. Спектр таких преступлений настолько широк, что я вряд ли смогу их выстроить по ранжиру, причем приоритеты со временем сильно меняются.
Например, на сегодняшний день крайнюю нашу озабоченность вызывает явление, когда под личиной банкротства идет криминальный захват и передел собственности. В этот процесс втягиваются частные охранные предприятия, часто устраиваются массовые побоища. Появились даже целые группы, их еще называют рейдерами, которые специализируются на отъеме чужой собственности. Это крайне опасное явление, и мы разрабатываем комплексные меры, которые помогут бороться с этим видом преступности. Всего за 2004 год нами выявлено свыше 250 преступлений, связанных с неправомерными действиями при банкротстве. Общий ущерб составил свыше 4 миллиардов рублей.
Мы намерены серьезно активизировать борьбу с контрабандой, разбазариванием морских биоресурсов, так как за этим стоят прямые угрозы национальной безопасности. Появились целые криминализированные отрасли, например, лесная и деревообрабатывающая. Здесь за 2004 год было выявлено почти 3 тысячи преступлений, по которым размер материального ущерба составил свыше 1,5 миллиарда рублей.
Иногда возникает необходимость корректировать приоритеты, согласуясь с внешнеполитическими факторами. К примеру, это касается защиты интеллектуальной собственности. Здесь прямой материальный ущерб, наносимый государству, не столь значительный. Но эта проблема постоянно ставится в вину России при обсуждении вопроса о вступлении в ВТО.
В зоне нашего повышенного внимания – защита бюджетных средств. В последнее время, например, наши люди постоянно находятся в Чечне. Главнейшая их задача – предотвращать злоупотребления с бюджетными средствами, которые выделяются на восстановление социальной сферы, экономики республики.
═
– Как обстоят дела с отмыванием «грязных» денег? Года полтора назад следователи жаловались, что «отмывочные» статьи фактически не работают, что финансовая разведка дает тонны информации, из которой ничего нельзя полезного для следствия извлечь. И предлагали полностью переписать соответствующий закон.
═
– Правоприменительная практика в этой сфере действительно наталкивалась на большие трудности. Но ситуация уже меняется. Число уголовных дел, возбужденных по «отмывочным» статьям, увеличилось в разы. И суммы есть огромные: в недавно возбужденном уголовном деле фигурируют 14 миллиардов рублей.
═
– Процесс отмывания фактически невозможен без участия банков. Но пока не слышно о громких судебных процессах, где в качестве обвиняемых фигурировали представители банков...
═
– Такие дела тоже есть, но с информацией, касающейся финансово-кредитных учреждений, нужно быть предельно осторожным. Помните, как в прошлом году обвалились сразу несколько банков? Здесь гласность – не всегда благо: от нее страдают не только и не столько банкиры, сколько сотни тысяч ни в чем не повинных вкладчиков, которые теряют иногда последние сбережения.
Что касается наших отношений с Росфинмониторингом, то я хотел бы сказать несколько слов в его защиту. То, что не вся информация, которую оттуда нам предоставляют, идет в дело, – это нормальная ситуация. Они дают то, что положено по закону, а проверять и решать, есть здесь криминал или нет, – это наше дело. Буквально на днях министром внутренних дел и главой Росфинмониторинга будет подписан совместный протокол, который станет важным шагом в совершенствовании информационного обмена.
═
Из досье «НГ»
Генерал-майор милиции Юрий Васильевич Самофалов родился 27 октября 1958 г. в Харькове. В 1976-1980 гг. – курсант Харьковского высшего военного авиационного командного училища связи. Проходил службу в армейской авиации. В 1992 году окончил Высшую школу КГБ СССР. В 1983-1998 гг. – на службе в органах государственной безопасности. С 1998 г. – начальник службы УФСНП России по Липецкой области, с 2000 г. – заместитель, затем и. о. первого замначальника УФСНП России по Липецкой области. В 2001-2003 гг. – первый заместитель начальника УФСНП России по Московской области, в 2003-2005 гг. – заместитель начальника ГУВД Московской области по экономическим и налоговым преступлениям.