Следователи, ведущие уголовное дело по факту массового отключения электроэнергии 25 мая, продолжают допросы руководителей Мосэнерго. Вчера в Мосгорпрокуратуре побывали представители компании, ответственные за финансирование, капстроительство и техническое состояние электросетей. Как сказано в официальном заявлении столичной прокуратуры, следователи продолжают выемки документов, подтверждающих выделение и расходование денежных средств на техническое перевооружение электрооборудования. Кроме того, в РАО «ЕЭС России» «продолжаются следственные действия в подразделениях, отвечающих за мониторинг технического состояния оборудования».
В самом Мосэнерго тем временем решается, когда на обсуждение совета директоров компании будет вынесен вопрос о направлении дивидендов акционеров за 2004 год на финансирование программы ремонта. С таким предложением выступил гендиректор Мосэнерго Аркадий Евстафьев, также накануне побывавший на допросе (он продолжался почти 6 часов). До этого на техническое перевооружение и модернизацию планировалось направить лишь часть этой суммы – около 340 млн. руб.
Предприятия города продолжают подсчитывать убытки от энергоаварии. Возобновивший вчера работу МНПЗ в Капотне (почти неделю завод был обесточен), по предварительным подсчетам, потерял около 3 млрд. руб. МНПЗ переведен на безопасный режим работы вечером 24 мая. Сейчас на заводе восстановлено энергоснабжение практически всех комплексов. После того как все очереди МНПЗ будут поочередно введены в эксплуатацию, предприятие заработает в обычном режиме.
А власти Москвы продолжают расследование причин аварии (при столичном правительстве работает специально созданная комиссия). Помимо прочего, она должна выяснить, почему во многих больницах, роддомах и детских садах не было источников резервного питания. К расследованию подключаются и федеральные ведомства. Как сообщил в беседе с корреспондентом «НГ» директор департамента по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЧС РФ Михаил Фалеев, «сейчас мы в том числе разбираемся с этим вопросом». По мнению Фалеева, «то, что делали в этой ситуации армия и мы – давали свои источники резервного питания, – это, конечно, хорошо, и это надо было делать. Но в большинстве случаев это должно было быть предусмотрено руководителями предприятий».
«Каждая из отраслей, работающих с электроэнергетикой, должна располагать материальными ресурсами и организационными силами на случай отключения электроэнергии, – считает Михаил Фалеев. – Сейчас можно пройтись по массе социально значимых объектов и понять, что тогда (25 мая. – «НГ») была масса связанных с этим недостатков. Если у тебя на объекте кончилась электроэнергия – ты должен сделать это и это, по пунктам. Либо прекратить работу и эвакуировать сотрудников, либо запустить дизель-генератор. Мы сейчас разбираемся, и представители московских властей – например, Ресин на заседании оперативного штаба, – правильно задавали вопрос: «Где эти источники резервного питания?» Ведь объекты сдавались с ними. Либо они не работают, либо люди элементарно не знают, как их запустить».