И на повторном процессе подсудимые чувствовали себя вполне уверенно.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера Военная коллегия Верховного суда РФ отклонила протест Генпрокуратуры и кассационную жалобу родителей Дмитрия Холодова, таким образом, оставив в силе решение Московского окружного военного суда от 10 июня 2004 года. Как указывается в решении, «органами предварительного следствия не было предоставлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о виновности подсудимых». В документе фигурирует целый ряд эпизодов, доказательная база по которым не может быть признана состоятельной. В частности, Военная коллегия подтвердила правильность вывода суда первой инстанции о недоказанности следствием факта хищения обвиняемыми взрывчатого вещества и других компонентов, которые якобы были использованы для изготовления бомбы.
Таким образом, обвинявшиеся в убийстве бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских, командир спецотряда 45-го полка ВДВ майор Владимир Морозов, два его заместителя – майоры Константин Мирзаянц и Александр Сорока, бывший десантник Константин Барковский и замруководителя ЧОП «РОСС» Александр Капунцов полностью оправданы.
Будь вместо оправдательного обвинительный приговор, его можно было бы опротестовать в Президиуме Верховного суда. «Согласно действующему законодательству, полномочия по пересмотру оправдательных приговоров могут быть реализованы лишь при условии, что окончательный приговор содержал судебную ошибку и его пересмотр необходим для обеспечения судебной защиты прав необоснованно осужденных граждан, – пояснила корреспонденту «НГ» представитель защиты адвокат Лариса Мове. – Эта норма введена в защиту прав граждан и во искоренение особо распространившейся в советские времена практики, когда обжаловали оправдательные приговоры в порядке надзора, дело зависало, а люди оказывались под вечным следствием». Представитель гособвинения, первый заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ Ирина Алешина вчера в беседе с журналистами тоже признала, что УПК РФ «не дает возможности прокуратуре обжаловать этот приговор в надзорной инстанции».
Однако вряд ли можно считать, что в этом громком деле, предварительное следствие и суд по которому длились 10 лет (Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года от взрыва переданной ему неизвестными мины-ловушки), поставлена точка. Родители Дмитрия Холодова убеждены, что обвинявшиеся причастны к убийству их сына. Выступая на заседании Военной коллегии, мать погибшего журналиста Зоя Холодова заявила: «Если военная юстиция не защитит наши права, мы оставляем за собой право обратиться в Европейский суд по правам человека». Представитель Генпрокуратуры Ирина Алешина вчера пояснила журналистам: если Европейский суд решит, что права родителей Дмитрия Холодова были нарушены, то уголовное дело об убийстве их сына может быть возобновлено.
«Если оно будет возобновлено, то в нем должны быть новые фигуранты – настоящие убийцы Холодова, которых к тому времени, возможно, найдет прокуратура», – считает адвокат Лариса Мове. Что касается десантников, которых арестовали в 1998 году, а выпустили из-под стражи 26 июня 2002 года после первого оправдательного приговора, который был затем отменен, то Мове утверждает: «Наши подзащитные, безусловно, имеют право на возмещение морального вреда. Но поручений на сей счет от них мы пока не получали».