Сегодня, в годовщину трагедии в «Трансвааль-парке», у аквапарка пройдет траурная церемония и панихида по погибшим. Рядом со зданием аквапарка установят плиту с именами жертв трагедии и православный крест, на месте которого впоследствии будет построена часовня.
14 февраля 2004 года в «Трансвааль-парке» погибли 28 человек, более 100 были ранены. За год проведено более 200 различных экспертиз (от топографо-геодезических и вибродинамических до лазерного сканирования). В начале февраля этого года срок следствия, которое ведет прокуратура Москвы, был продлен до 14 июня. Потерпевшие в результате трагедии, по словам их адвоката Игоря Трунова, воспринимаютрешение как «затягивание расследования» и намерены в связи с этим подать жалобу в Замоскворецкий суд. Как заявил Игорь Трунов корреспонденту «НГ», «за 12 месяцев следствия не получено ответа ни на один вопрос, касающийся причин случившегося». «В деле по-прежнему нет ни обвиняемых, ни подозреваемых», – говорит адвокат.
С самого начала следствия по уголовному делу, возбужденному по ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), рассматривалось несколько основных версий случившегося: непрочность конструкций купола или его неправильная эксплуатация; брак при изготовлении несущих конструкций; просчеты в проекте; плохо работающая вентиляция, из-за чего бетонная крыша впитывала конденсат; и, наконец, обрушение в результате скопившегося на куполе снега. Версия теракта следствием была отвергнута практически сразу.
Помимо следователей, выяснением причин катастрофы занималась специально созданная техническая комиссия при правительстве Москвы. Ее вывод, оглашенный в апреле прошлого года мэром Юрием Лужковым, звучал так: причиной обрушения стали ошибки в проектировании. Таким образом, ответственность за случившееся ложилась на архитектора аквапарка Нодара Канчели. Сам архитектор, в свою очередь, причиной катастрофы называл теракт. По его словам, рядом с одной из колонн аквапарка в момент обрушения появилось облако (что зафиксировала камера видеонаблюдения), а сама колонна, в отличие от остальных, была согнута посередине.
По словам возглавляющего следственную группу сотрудника Мосгорпрокуратуры Александра Лавренченко, потерпевшими в рамках уголовного дела признаны 222 человека. Ознакомиться с материалами дела они, как говорит следователь, смогут по окончании расследования. Это, как считает Игорь Трунов, несет новые проблемы пострадавшим. Так, Тамара Папиташвили, потерявшая в «Трансваале» 5-летнего сына и мужа и сама оставшаяся без ног, не может получить медсправки и обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в суд.
Всего же, по словам Трунова, в различные суды подано 14 исков от пострадавших. Удовлетворены 2 из них: 8-летней Юлии Милогородской (у девочки погибли родители) к фирме «ЕТС» (владельцу аквапарка) о возмещении морального вреда на полмиллиона рублей, и Любови Гузеевой, потерявшей сына (суд постановил возместить моральный ущерб в размере 300 тысяч рублей, и 60 тысяч – расходы на погребение). «В целом по искам ситуация плачевная, – считает Игорь Трунов. – Слушания постоянно переносятся, и добиться справедливости крайне сложно. Процессом по «Трансваалю» как социально значимому событию мы хотели добиться прецедента – чтобы в стране появилась практика удовлетворения исков по ненадлежащему оказанию услуг. Но, скорее всего, как и в деле «Норд-Оста», все опять закончится в Европейском суде».
Разрушенный аквапарк пока закрыт на реконструкцию. В мае прошлого года «Трансвааль» собирались снова открыть, но по решению префектуры ЮЗАО Москвы «дальнейшая эксплуатация здания возможна только после проведения полной проверки несущих конструкций, всех инженерных систем».
Сейчас на интернет-сайте «Трансвааль-парка» висит заявление его руководства с соболезнованиями родственникам погибших. «Мы готовы полностью освещать весь процесс расследования, а также предоставлять интересующую общественность информацию (фото и т.д.)», – говорится в заявлении. Что касается даты открытия аквапарка, то, как заявил директор Сергей Арсеньев корреспонденту «НГ», «в ближайшее время они будут оглашены».