В минувшем году россияне гораздо чаще становились жертвами грабежей и разбойных нападений. Таковы статистические данные, обнародованные на днях в официальных источниках МВД РФ. Каждое второе преступление, совершенное в России в 2004 году, связано с хищением чужого имущества, причем эти преступления становятся более дерзкими и все чаще происходят в общественных местах. По мнению экспертов, причины роста преступности могут быть как объективные, так и субъективные, и одна из них – невысокий уровень жизни россиян и рост социальной напряженности.
Эксперты МВД утверждают, что такие показатели состояния преступности в целом были вполне предсказуемыми. Всего в стране зарегистрировано 2,8938 млн. преступлений – на 5% больше, чем в 2003 году. Такой рост характерен для России все последние годы и свидетельствует об определенной стабильности. Вместе с тем большое количество преступлений, связанных с присвоением чужого имущества (54,7% от общего числа правонарушений), по мнению ряда экспертов, связано с невысоким уровнем жизни значительной части населения. Количество краж в прошлом году увеличилось на 11%, грабежей – на 27%, разбоев – на 14%.
Обращает на себя внимание факт, что грабежи и разбойные нападения становятся все более дерзкими и намного чаще, чем год назад, совершаются в общественных местах: на улицах, площадях, в скверах и парках. Здесь зарегистрировано 241 тыс. преступлений, и их удельный вес по сравнению с 2003 годом также увеличился: уличных грабежей стало больше почти на треть, разбойных нападений – на четверть.
Некоторые эксперты, однако, связывают имеющиеся показатели с улучшением работы правоохранительных органов по регистрации преступлений. Как заявил в беседе с корреспондентом «НГ» директор социологического центра «Глас народа» Александр Кинсбурский, «согласно целому ряду исследований, в 2004 году в России не зафиксировано каких-либо событий, способных серьезно повлиять на уровень социальной напряженности, и тем более – на резкое сокращение доходов населения. По моему мнению, такие цифры – это результат более организованной работы милиции по выявлению и регистрации преступлений, которые раньше скрывались, дабы не портить статистику».
Депутат Государственной Думы, зампред комитета по безопасности Валентин Бобырев на вопрос корреспондента «НГ» о зависимости роста уличной преступности от усиления социальной напряженности в обществе ответил: «Эти статистические данные я смотрел, и на самом деле вы правы. Но пока рано делать какие-то выводы. В феврале состоится коллегия МВД, где расскажут о причинах сложившейся ситуации – вот тогда можно будет делать конкретные выводы и задавать конкретные вопросы».
Вопросов действительно много. Трудно объяснить такой рост конкретного вида преступности одной лишь более тщательной регистрацией. Если предположить, что фактическое количество преступлений осталось прежним и только увеличилась официальная статистика, то как объяснить резко возросшее число «резонансных преступлений», в первую очередь – на национальной и расовой почве? Ведь такие нападения – тоже уличная преступность, и два года назад их было так же тяжело скрыть, как теперь. Но в прошлом году все почувствовали, что их число реально возросло – настолько, что вызвало волну организованных акций протеста, в том числе в Москве и Петербурге.