В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону начался повторный процесс по так называемому «делу Ульмана». На скамье подсудимых четверо военнослужащих войсковой части 87341 – капитаны Эдуард Ульман и Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Перелесский, которые обвиняются в расстреле шести жителей Чечни.
Согласно обвинительному заключению, в январе 2002 года при выполнении спецоперации по поимке Хаттаба в Шатойском районе республики спецназовцы обстреляли «УАЗ», водитель которого отказался остановиться. Когда выяснилось, что в машине находились мирные жители, Ульман и его товарищи, по их же собственному признанию, получили приказ «сделать из свидетелей «груз 200». Невинных людей расстреляли, а для того, чтобы замести следы, машину с трупами подорвали на фугасе и подожгли.
Весной 2004 года суд оправдал военных на основании вердикта присяжных, которые сочли, что расстрел чеченцев не выходил за пределы их служебных полномочий. Но в августе Военная коллегия Верховного суда отменила приговор и направила дело на повторное рассмотрение.
В рамках повторного рассмотрения дела уже было назначено несколько заседаний, однако часть из них не состоялись из-за неявки участников процесса. На предварительных слушаниях адвокат потерпевших Людмила Тихомирова ходатайствовала о перенесении слушания дела в Чечню и рассмотрении его тремя судьями без участия присяжных заседателей, однако это ходатайство не было удовлетворено.
На предварительном заседании, прошедшем в ноябре прошлого года, была сформирована новая коллегия присяжных. В Ростов прибыли 35 кандидатов из Адыгеи, Дагестана, Ставропольского и Краснодарского краев, а также Волгоградской, Астраханской и Ростовской областей, поскольку потерпевшая сторона настаивала именно на том, чтобы заседателей набирали из всех субъектов Южного федерального округа, где действует институт присяжных.
Однако после того, как стал известен состав коллегии из двенадцати присяжных и четырех запасных, адвокат потерпевших Магомед Гандаур-эги выразил протест: по его словам, в коллегию вошли в основном русские, а они не смогут быть беспристрастными в ходе судебных разбирательств. Более всего адвоката обеспокоило наличие среди присяжных нескольких жителей Майкопа, где дислоцируется 131-я мотострелковая бригада, которая, как известно, почти полностью погибла в декабре 1995 года при штурме Грозного. Но это ходатайство также было отвергнуто по той причине, что в УПК не прописаны положения, согласно которым можно выражать недоверие по национальному признаку.
Рассмотрение дела по существу проходит в открытом режиме. Однако в связи с тем, что в ходе исследования доказательств будут использованы документы с грифом «секретно» и «совершенно секретно», некоторые из заседаний суда скорее всего пройдут за закрытыми дверями. Сами подсудимые в соответствии с принятым постановлением суда не были лишены свободы и взяты под стражу. Во время первого судебного процесса под стражей находился лишь капитан Ульман, остальные – под подпиской о невыезде.
В ходе судебного следствия предстоит опросить более 50 свидетелей: 38 свидетелей и 7 потерпевших попросила заслушать сторона обвинения и 10 свидетелей – сторона защиты. Адвокат подсудимых Роман Кржечковский также заявил, что защита «намерена представить человека, отдавшего приказ на расстрел пятерых чеченцев». Как утверждает адвокат, Ульман якобы «не знал о незаконном характере приказа, который был отдан вышестоящим начальником по радиостанции».
Следующее заседание суда состоится 19 января. На нем предполагается допросить шесть свидетелей стороны обвинения.
Ростов-на-Дону