Весьма болезненный удар получило федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» в Румынии. На прошлой неделе государственное управление по изобретениям и торговым знакам этой страны окончательно отказалось закрепить за российским ведомством права на брэнды водок «Столичная» и «Московская». Поражение для ФКП – знаковое и очень печальное. Не оттого, конечно, что Румыния – большой рынок экспортной водки, а потому, что это было одно из нескольких государств на Земле, где «национализированную» «Столичную» раньше признавали.
Когда три года назад руководитель аграрного ведомства вместе с известным сельскохозяйственным чиновником Владимиром Логиновым только-только затевал перехват у группы SPI знаменитых водочных марок, мысль о предстоящих по всему миру судах их, похоже, не посещала. Вероятно, казалось, что главное – «нейтрализовать» хозяина SPI Юрия Шефлера, надавить патриотическими лозунгами на правительство и Роспатент, начать разливать казенную водку, а уж «заграница» никуда не денется и все признает. Понимание пришло с первой задержанной на границе партией государственной «Столичной». Оказалось, что за пределами России ее считают контрафактным товаром – подделкой под легальную водку группы SPI. Надо было судиться.
В начале 90-х годов Шефлеру пришлось выкупать брэнды по всему миру у различных иностранных собственников и собирать «под одной крышей», чем, собственно, затем в 2000 году и решили воспользоваться его оппоненты. Но одно дело отобрать их в России, другое – доказать в иностранном суде, что они были «украдены» у государства.
Во-первых, на каждый процесс за рубежом (а их предстояли десятки) требовались суммы с девятью нулями. Попросить их можно из бюджета (под великое дело возвращения России ее интеллектуальной собственности), а потратить – так, как обычно тратят государственные деньги российские чиновники. Заграница далеко, поди проверь, какой адвокатской конторе сколько заплатили, за что именно и не по завышенным ли специально тарифам.
Во-вторых, судебная затяжка могла быть на руку Логинову по той простой причине, что в пылу борьбы с SPI он пообещал (в «Российской газете» от 17 февраля 2003 года) прибыль от экспорта – не меньше 300 миллионов долларов, роялти от продаж внутри страны – 2 миллиарда. А где столько взять? Цифры-то космические! Например, чтобы получить 2 миллиарда роялти (60 миллиардов рублей), надо бы было производить и продавать 6000 млн. дал одной только «Столичной». В России же за год разливается 134 млн. дал всей водки, нелегально – еще 40 млн. дал, итого вместе – не более 200 млн. дал, то есть в 30 раз меньше!
В общем, необходимость судиться пришлась очень кстати. Но, к несчастью для ФКП, его иски за рубежом рассматривались довольно быстро. Время от времени из европейских стран приходили новости об отказах тамошних судов признавать права «Союзплодоимпорта» на водочные марки. Даже в странах СНГ, на зависимость которых от России так уповали оппоненты Шефлера, правосудие становилось на сторону прежнего законного собственника. Только в Азербайджане патентное ведомство зарегистрировало «Столичную» за «Союзплодоимпортом», но SPI тут же обратилась в суд и вернула себе торговые марки.
Итак, после решения властей Румынии остался экзотический адресат для водки ФКП – Бразилия, где казенную «Столичную» признали накануне исторического (впервые за всю историю дипотношений между двумя странами) визита главы Российского государства.
Шансы ФКП поправить дело с экспортом наблюдатели оценивают пессимистично. Практически во всех «интересных» по объемам рынка и предполагаемой выручке странах уже вынесены решения в пользу SPI. На фоне провалов казенного алкогольного бизнеса успехи компании Юрия Шефлера очевидны: растет оборот, в Англии «Столичная» от SPI признана водкой № 1, заключено соглашение с крупнейшим мировым дистрибьютором алкоголя – фирмой Allied Domecq. «У Allied Domecq профессиональные юристы и сильные лоббистские возможности по всему миру», – заявил газете «Ведомости» президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. Как и многие эксперты, он уверен, что этот альянс послужит укреплению позиций SPI во всем мире.
Пока SPI получает прибыли и платит налоги в Латвии (куда Шефлер был вынужден перенести производство), «Союзплодоимпорт» собирает вовсе не те роялти, которые планировались. Неразбериха также царит со сбытом и производством. Завод «Ост-Алко», на котором разливают казенную «Столичную», вызвал пристальный интерес налоговиков, пишут СМИ, в частности «Новые Известия». Не видно, считает «Труд», усилий компании «Алкомир», которой ФКП поручило продажу своих водок.
Для государства от так неуклюже национализированных «Столичной» и «Московской» выгоды нет, кроме двух-трех десятков миллионов рублей прибыли, что уходят, как писала, к примеру, газета «Время новостей», на собственные нужды «Союзплодоимпорта». Зато есть издержки: финансовые (SPI платила по 100 миллионов долларов налогов ежегодно), но главное – репутационные.
Производя контрафактную водку, Россия в очередной раз позволяет стать объектом нападок за попрание чужой интеллектуальной собственности. Но если музыкальные записи и компьютерные программы воруют предприимчивые частники-«пираты», то водку разливает государственное предприятие.
С тем же успехом можно поручить казенным алкогольным дельцам производить коньяк «Хеннесси», шампанское «Вдова Клико», «Кока-Колу» или открывать «Макдоналдсы». А потом судиться за эти брэнды от имени России. Скажете, бред? Экспроприация? Но разницы с юридической точки зрения никакой. Именно так выглядит наша страна благодаря казенным играм с алкоголем.
Ситуация для страны унизительная и непозволительная. Какое там ВТО, если страна-соискатель санкционирует производство контрафакта? Чиновники ищут выход, но пока, кажется, не очень понимают, каким он может быть.
Закрыть казенное предприятие за неэффективность? Вернуть брэнды SPI и повысить роялти? Или же, если так страшно «потерять лицо», отдать их Шефлеру в «аренду»? Что-то из этого рано или поздно делать придется. Но у каждого возможного решения есть свои минусы и плюсы. Плюсы – экономические. Минусы – в основном моральные. Ошибку ведь всегда проще сделать, чем признать и исправлять.