С американского космодрома на мысе Канаверал позавчера ушла в космос новая ракета-носитель «Дельта IV Тяжелая». Так создатели новой машины подчеркнули ее отличие от ракеты с аналогичным названием, но со значительно меньшими «подъемными» возможностями. Новый «тяжеловоз» способен вывести 23 т груза на низкую земную и 13 т – на геостационарную орбиту. Правда, в своем первом полете ему не пришлось показывать все, на что он способен. Под его обтекателем спрятались всего лишь два небольших спутника «Наносат-2», а также размерно-весовой макет полезной нагрузки. Первый показательный полет носителя обошелся Пентагону в 140 млн. долл.
Отличие «Тяжелой» от обычной «Дельты IV» состоит в том, что она скомпонована по «пакетному» принципу – ее первая ступень фактически состоит из трех первых ступеней «четверки», связанных бок о бок. Кроме того, двигатель центрального звена этого «пакета» будет произвольно менять свою мощность в зависимости от профиля полета.
«Тяжелая» родилась в рамках программы ВВС США под названием «Эволюция носителей одноразового использования» (EELV). Общая стоимость EELV, начатой в 1995 году, – 2 млрд. долл. Ее два главных продукта – уже упомянутая «Дельта IV» фирмы «Боинг» и «Атлас-5» корпорации «Локхид Мартин». И тот, и другой носитель поднимают порядка 5–6 т на геостационарную орбиту, то есть в два с лишним раза меньше, чем «Дельта IV Тяжелая».
По расчетам правительства США, «Дельта IV» и «Атлас-5» (последний использует российские двигатели РД-180) должны составить серьезную конкуренцию российскому «Протону», европейской «Ариан», японской «Хоуп» и китайскому «Великому Походу». Кроме того, ожидается, что новые американские носители за счет удешевления запуска полезных нагрузок должны сберечь в течение первых двух десятилетий XXI века около 6 млрд. долл. из федерального бюджета США.
Если «Атлас-5» и «Дельта IV» имеют неплохие шансы занять свои ниши на рынке пусковых услуг, то ситуация с коммерческим использованием «Тяжелой» сложнее. «В настоящее время трудно представить себе негосударственного клиента, которому понадобится вывести 13 с лишним тонн на геостационарную орбиту, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» заместитель гендиректора Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева (изготовителя носителей «Протон М») Денис Пивнюк. – Большинство коммерческих нагрузок, предназначенных для этой орбиты, не превышают 6 тонн. С ними успешно справляется наш «Протон М» и по цене значительно меньшей, чем «Тяжелая». Стоимость пуска последней – 140 миллионов долларов – делает ее слишком «неподъемной» для частного бизнеса».
Впрочем, по мнению американских космических экспертов, основные клиенты «Тяжелой» – вооруженные силы США и NASA (Аэрокосмическое агентство Соединенных Штатов). В ходе двух последующих полетов она должна вывести на орбиту спутник, предназначенный для обнаружения запусков боевых ракет, а также секретную нагрузку «Национального разведывательного отдела». Что же касается NASA, то здесь «тяжеловоз» способен оказать существенную помощь в реализации планов президента Буша-младшего по организации пилотируемых экспедиций на Луну и Марс. Новому носителю вполне по силам вывести за пределы атмосферы массивные элементы межпланетных кораблей.