В Ростовской области с новой силой разгорается скандал вокруг строительства таможенного терминала на реке Мертвый Донец. В сентябре с.г. специальная комиссия, созданная областным комитетом по охране окружающей среды, признала строительство незаконным, поскольку проект будущего комплекса не прошел экологическую экспертизу (в рамках этой экспертизы должна проводиться оценка воздействия объекта на окружающую среду). Между тем, пока местные экологи разбирались, кто и на каком основании выделил земельный участок под будущий причал для танкеров, уже был заложен фундамент здания будущего пункта пропуска. Если строительство не будет заморожено, то в недалеком будущем на этом месте появятся три пирса и около 400 м причальной стенки, которая будет крепиться на сваях, вбитых на удалении от берега через каждые 25 м.
Первыми тревогу забили казаки близлежащей станицы Гниловской, которые в открытом письме губернатору области и мэру Ростова потребовали свернуть стройку, поскольку причальный комплекс для танкеров, по их мнению, может привести к гибели реки. «Мы предлагаем перенести терминал на заброшенный тоневой участок, – заявил корреспонденту «НГ» атаман станицы Валерий Олейников. – Строительство же у истоков реки иначе как экологическим беспределом не назовешь».
Специалисты областного комитета по охране окружающей среды говорят, что сегодня Мертвый Донец с трудом самоочищается от промышленных стоков и природной грязи, а с появлением пункта пропуска, когда в фарватер войдут большегрузные суда, проблема усугубится. К тому же, по расчетам экологов, предполагаемое по проекту углубление фарватера до шести метров приведет к обмелению реки на других участках до 60 см.
Впрочем, из чисто экологической проблема грозит перерасти в политическую. Как заявил корреспонденту «НГ» начальник отдела идеологии и пропаганды Всевеликого войска Донского Владимир Воронин, казаки расценивают начало строительства терминала как «продолжение геноцида казачьего населения». По его словам, «вдоль Мертвого Донца расположено множество исконно казачьих хуторов и станиц. Как и сотни лет назад, казаки продолжают жить за счет реки. С появлением погранично-таможенного пункта ко всем проблемам неустроенности этих хуторов добавится еще и реальная угроза нашей среде обитания».
Протяженность Мертвого Донца, который был так назван предками за целебные свойства его воды, более 30 км. Здесь пролегает путь сезонной миграции рыбы ценных пород на нерест и обратно – в Азовское море. Но несмотря на биологическую ценность этого правого рукава Дона, массовые отравления рыбы здесь происходят с пугающей регулярностью. Наиболее памятным для местных рыбаков стал июль 2001 года, когда аварийный сброс фекалий привел к гибели нескольких сотен тысяч молоди ценных промысловых видов рыб.
Ростов-на-Дону