В Мещанском суде Москвы вчера продолжились слушания уголовного дела акционеров ЮКОСа. На заседании присутствовала Ирина Хакамада. Известный политик пришла в суд не в качестве свидетеля, а, как она сама заявила журналистам, чтобы морально поддержать Михаила Ходорковского. По мнению Хакамады, необходимо поднять угасающий интерес общества к процессу: «Надо понимать, что сегодня – они, а завтра – мы». Правда, пообщаться с экс-главой ЮКОСа политику не удалось даже через его адвоката – конвой запретил это сделать.
Заседание суда началось с заявления Платона Лебедева, который сказал, что председательствующая судья Ирина Колесникова допускает для государственного обвинителя исключения из установленных правил. В качестве примера Лебедев напомнил суду о допросе свидетелей из Читы, который состоялся 21 сентября, когда, по его словам, «одни свидетели допрашивались в присутствии других, свидетели общались между собой, а кроме того, гражданский истец инструктировала свидетелей». Глава МФО МЕНАТЕП также заявил, что хотел бы разобраться с противоречием в некоторых цифрах обвинительного заключения: «Там, где Генпрокуратура указывает сумму в 14 тысяч, налоговая инспекция насчитывает 14 миллионов».
Суд также рассмотрел ходатайство адвоката Лебедева Константина Ривкина о приобщении к делу ряда вещественных доказательств. В частности, адвокат обратил внимание суда на то, что в материалах уголовного дела недостает вещественных доказательств, изъятых у его подзащитного. Как пояснил Ривкин, согласно протоколу к делу приложены корпоративные карты «Американ Экспресс», которые были изъяты в ходе обыска на даче Лебедева как руководителя фирмы «Статус Сервис Лимитед». (По версии обвинения, заключив с этой фирмой фиктивный договор об оказании консультационных услуг, обвиняемый уклонялся от уплаты налогов, незаконно пользуясь упрощенной схемой налогообложения.) Однако, по словам адвоката, в деле их нет, а есть карты «Visa МЕНАТЕП». В связи с этим Константин Ривкин ходатайствовал обязать прокурора объяснить исчезновение карт, принять меры к их поиску, а также предъявить доказательство того, что Лебедев имел какое-либо отношение к фирме «Статус Сервис Лимитед».
Однако суд поддержал прокурора Дмитрия Шохина, заявившего, что «государственные обвинители не наделены полномочиями, связанными с обнаружением каких-либо предметов и материалов», и отклонил просьбу защиты на том основании, что предметом рассмотрения и предъявления ходатайств могут являться только те документы, которые уже были исследованы. А к документам, обозначенным Ривкиным, это не относится.