На вчерашнем заседании правительства Москвы был отклонен проект постановления «О совершенствовании системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Москвы». Вице-мэр Валерий Шанцев раскритиковал как сам документ, так и выступления двух докладчиков – руководителя департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Николая Павлова и замглавы Росгидромета Валерия Дядюченко.
В проекте постановления планировалось утвердить «перечень мероприятий по совершенствованию системы обеспечения гидрометеорологической безопасности». Эти мероприятия (одно из основных мест среди них занимает информирование служб и организаций города о неблагоприятных погодных явлениях) должны были стать основой для целевой программы по совершенствованию системы гидрометеорологической безопасности города на 2005–2007 годы. Члены столичного правительства решили отправить проект постановления на доработку с тем, чтобы через три месяца им была представлена «полностью разработанная программа, содержащая сроки, объемы финансирования и ее исполнителей».
В планах создателей отклоненного проекта было совершенствование системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации. По словам Николая Павлова, в Москве не хватает метеостанций, а функционирующие пункты наблюдений (на ВВЦ, в главном здании МГУ, в Тимирязевской академии) размещены по территории мегаполиса неравномерно. В своем докладе глава столичного жилкомхоза говорил также о «повышении надежности и доступности информационной продукции, включая экстренную информацию». Для горожан это может обернуться таким новшеством, как появление на улицах специальных табло, информирующих о приближающейся стихии. Пункт «о повышении доступности информации» был раскритикован больше всего. Он включал детальную разработку регламента оповещения служб и организаций города о надвигающихся «конвективных явлениях» (ливнях, грозах, снегопадах, шквалистых ветрах). Валерий Шанцев был неприятно удивлен тем, что такого регламента до сих пор нет, и распорядился «срочно разработать такой документ».
К представителю Росгидромета, совместно с которым планируется совершенствовать гидрометеорологическую безопасность города, у вице-мэра также возникли вопросы. Так, в своем выступлении Валерий Дядюченко привел статистику роста в последнее десятилетие стихийных бедствий и «увеличения от них людских и материальных потерь». По оценкам Всемирного банка, экономический ущерб от катаклизмов в России ежегодно составляет около 360 млрд. рублей. По мнению специалистов, все чаще гибель людей и экономические потери связаны с «несвоевременным доведением прогнозов до населения». В то же время, по мнению Валерия Шанцева, есть нарекания и к достоверности данных синоптиков. Так, вице-мэр заявил о том, что в течение июня–июля этого года службами города было получено 54 предупреждения о надвигающихся катаклизмах. «Оправдались 10, – сказал Шанцев. – Таким образом, достоверность прогноза – всего 29,5%. Городские службы и организации проделали впустую гигантскую работу».
О гидрометеорологической безопасности столичного региона впервые всерьез заговорили в 1998 году, после пронесшегося над Москвой 20 июня урагана. Тогда погибли несколько человек, были повалены тысячи деревьев, под ними оказались сотни припаркованных автомобилей, были повреждены линии электропередач, кровли домов, упали рекламные щиты. Как признают сами синоптики, прогноз катаклизма поступил с большим опозданием. Спустя несколько дней постановлением городского правительства было создано Гидрометеорологическое бюро Москвы и Московской области.
По статистике, самые опасные природные явления – ураганы, ливни и грозы: 90% людей, ставших жертвами стихии, погибли в результате именно этих катаклизмов. Особенно эти погодные аномалии характерны для крупных городов – по мнению синоптиков, мегаполис оказывает существенное влияние на распределение метеохарактеристик (например, наблюдения показывают, что скорость ветра меньше в центре города – там, где плотная застройка). Потому данные гидрометеослужб должны учитываться при проектировании и строительстве городских объектов, в частности, при корректировке СНиПов (строительных норм и правил) и особенно при возведении небоскребов.