Процесс по делу россиян Анатолия Беляшкова и Василия Покшева, обвиняемых властями Катара в убийстве Зелимхана Яндарбиева, вступил в решающую стадию. Вчера в суде Дохи начались прения сторон, в которых по утвержденному ранее плану первыми выступили двое адвокатов подсудимых – катарский защитник Мохсен ас-Сувейди и американец египетского происхождения, профессор арабского права Чикагского университета Шариф Басиуни. Они попросили суд признать россиян невиновными и передать их послу России в Дохе.
Защита потребовала оправдательного приговора по всем пунктам обвинения. «Обосновывая свою позицию, адвокаты россиян обратили внимание суда на то, что правоохранительные органы Катара нарушили Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, проведя обыски и аресты на территории российской дипломатической виллы», – заявил Интерфаксу Илья Левитов, пресс-секретарь адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», оказывающего юридическую помощь арестованным в Катаре соотечественникам. В этой связи, по его словам, защита потребовала применить принцип реституции – возврата к исходному состоянию дела и передачи российских граждан послу России в Дохе. Кроме того, отметил Левитов, адвокаты указали на нарушение Нью-Йоркской «конвенции против пыток». «Поскольку признательные показания россиян были даны под пытками, они, по мнению защиты, должны быть изъяты из дела и не рассматриваться в качестве доказательства их вины», – сказал представитель адвокатского бюро.
На вчерашнем заседании защита также попросила вызвать в суд в качестве свидетелей врачей, осматривавших россиян в тюрьме, а также консула РФ в Катаре Максима Максимова, который, по его словам, видел обвиняемых со следами пыток. Три предыдущих ходатайства адвокатов о привлечении российского консула в качестве свидетеля защиты были отклонены. «На этот раз прокуратура, видимо, сломленная настойчивостью адвокатов, не возражала», – сказал Левитов.
Будут ли новые свидетели защиты вызваны в суд, выяснится 8 июня – на этот день назначено следующее заседание, на котором планируется заслушать представителей обвинения. Что касается возможных сроков вынесения решения по этому делу, то, по мнению Ильи Левитова, на это может уйти от одной до трех недель: «Точнее сейчас сказать сложно, поскольку перерывы в судебном процессе объявляются хаотично – то три дня, то неделя».