Узники Гуантанамо рассказывают, что им жилось здесь лучше, чем в санатории.
Фото Reuters
В минувшую субботу власти США передали России семерых ее граждан, которые после пленения американскими военными в Афганистане содержались на военной базе Гуантанамо на Кубе. Как заявил агентству «Интерфакс-Юг» заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский, «им предъявлены обвинения по статьям 322 (незаконный переход границы), 359 (наемничество) и 210 (участие в преступном сообществе) Уголовного кодекса РФ». Замгенпрокурора также сообщил, что «с санкции суда они водворены в места предварительного заключения».
Не названы пока и фамилии экстрадированных. Однако, как сообщалось ранее, в числе плененных талибов оказалось восемь граждан России. Это Равиль Мингазов и Айрат Вахитов из Татарстана, Шамиль Хаджиев и Равиль Гумаров из Башкирии, Расул Кудаев и Руслан Одигов из Кабардино-Балкарии, Рустам Акмеров из Челябинска и Тимур Ишмурадов из Тюменской области. Видимо, один из них остался на Гуантанамо, а остальные уже обживают камеры в одном из московских СИЗО.
Встреча с родиной вряд ли стала радостью для возвращенцев. Как писал в письмах к матери Айрат Вахитов, на Гуантанамо жилось «лучше, чем в самом хорошем российском санатории». А главное, на родине их ждет суд – Генпрокуратурой РФ возбуждено уголовное дело о незаконном пересечении границы и наемничестве. По мнению следствия, задержанные добровольно сделали свой выбор, став наемниками, а некоторые из них периодически проходили обучение в лагерях Шамиля Басаева.
Согласно российскому законодательству, наемником признается лицо, «действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей». Наемничество отнесено к числу преступлений против мира и безопасности человечества. Статья 359 УК РФ предусматривает за это наказание в виде лишения свободы от трех до семи лет. «Однако по этой статье в России пока не осуждено ни одного человека, – рассказал корреспонденту наш эксперт, главный редактор журнала «Солдат удачи» Михаил Болтунов. – Несмотря на то что «диких гусей» с российским гражданством как в стране, так и за ее пределами немало. К примеру, многие летчики воевали в Анголе, бывшие спецназовцы зарабатывали на жизнь в Югославии». По мнению Болтунова, эти люди тоже подпадают под упомянутую статью УК РФ, но уголовное преследование в отношении них не ведется потому, что они не воевали против своей страны. «Гуантанамовцы» же участвовали в боевых действиях на стороне враждебной России силы – талибов, которые после гибели Ахмад-Шаха Масуда представляли реальную угрозу для 201-й дивизии, дислоцированной в Таджикистане.
Впрочем, участие экстрадированных российских граждан в талибских вооруженных формированиях российскому правосудию еще предстоит доказать. При этом есть примеры, когда на родине экстрадированные с Гуантанамо освобождались от уголовной ответственности. Так, США передали Дании плененного в Афганистане датского подданного С.Х.Абдерахмана. Власти заявили, что на родине против него никаких обвинений нет, и он был отпущен на свободу.