Говоря о российском правосудии, Роберт Амстердам просто разводит руками.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Российское правосудие не свободно, оно не в состоянии принимать диктуемые законом решения, так как «Федеральная служба безопасности России активно занимается политическими вопросами и вопросами правосудия в этой стране», – такое заявление сделал на вчерашней пресс-конференции в Москве зарубежный адвокат бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Роберт Амстердам (он также защищает находящихся под следствием акционера МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина). «Я осуждаю тот факт, что изолятор «Лефортово» находится в ведении ФСБ», – добавил он.
Подобная критика звучала из его уст и ранее, но если прежде она адресовалась в основном общественности, то на сей раз г-н Амстердам напрямую обратился к российскому Белому дому.
«Мы объявляем правительству Российской Федерации, что нынешнее поведение прокуратуры ставит под сомнение всякую возможность справедливого и открытого слушания», – заявил он.
Это, по мнению Роберта Амстердама, особенно ярко проявилось в ходе неоднократного рассмотрения вопроса об изменении меры пресечения его подзащитным – ни один из них не был выпущен из-под стражи. Коснувшись слухов о том, что бывшему главе ЮКОСа будет предложено принять гражданство США, Роберт Амстердам заявил: «Ходорковский ценит одно гражданство выше всех – российское. Он – олицетворение любви к родине». По словам адвоката, его подзащитный имел множество возможностей остаться за рубежом, но каждый раз возвращался домой. По мнению Амстердама, суд, отвергая доводы защиты, руководствовался не законом, а иными соображениями, в том числе и политического характера. Ходорковского, как считает адвокат, держат в тюрьме не из-за боязни, что он сбежит за границу, а чтобы, как выразился г-н Амстердам, он «не мог открыть рот» в ходе президентской предвыборной кампании.
По мнению адвоката, несправедливым является и решение Басманного суда, который отказался изменить меру пресечения Платону Лебедеву. По словам адвоката, Лебедев в СИЗО теряет здоровье, у него катастрофически падает зрение, повышенное артериальное давление.
Характер преступления, инкриминируемого Алексею Пичугину (он обвиняется у убийстве), иной, но, как говорит Амстердам, это не оправдывает следствие, которое «прибегает к пыткам». За все время пребывания в СИЗО, по словам Амстердама, Пичугин потерял тридцать килограммов веса. А по словам другого адвоката Пичугина Татьяны Акимцевой, которая также принимала участие в пресс-конференции, медэксперты, сопоставив некоторую информацию, утверждают, что у Пичугина активно развивается сахарный диабет и туберкулез, обостряются проблемы с суставами.
Как рассказал журналистам адвокат Евгений Бару, 26 декабря 2003 года в Басманном суде решался вопрос об изменении меры пресечения Пичугину. Судья, принимая во внимание состояние подсудимого, позволил ему отвечать на вопросы не поднимаясь. Тем не менее пришлось вызывать неотложку, оказывать медицинскую помощь Пичугину прямо в зале суда. Но судья, по словам адвоката, даже не потребовал у следствия медицинских заключений.
«Этот факт – черное, несмываемое пятно на репутации», – заключил Роберт Амстердам. Он не обошел вниманием и «атаки на адвокатов», имея в виду обыски в офисе адвоката Антона Дреля, попытку лишить адвокатского статуса Ольгу Артюхову. Подводя итоги, Амстердам сообщил, что кроме обращений в Европейский суд по правам человека (дело Пичугина уже принято судом), готовятся материалы, которые будут поданы в «другие международные организации для принятия мер». Говорить, что это за организации и каковы могут быть принятые меры, адвокат считает преждевременным.