Вчера стало известно, что пропавшая 8 февраля журналистка американского информационного агентства «Cox Newspapers» 32-летняя Ребекка Сантана нашлась. По крайней мере сотрудники московского бюро газеты «Los Angeles Times» утверждают, что дозвонились до нее. «С ней все в порядке», – заявили корреспонденту «НГ» в офисе американского издания, но за более подробной информацией посоветовали обратиться в ингушское представительство общества «Мемориал». Там «НГ» рассказали, что правозащитники из чеченского представительства «Мемориала» видели журналистку в понедельник вечером в центре Грозного «живой и здоровой».
О том, что следы пропавшей журналистки ведут на Кавказ, стало ясно практически сразу после того, как она пропала (с заявлением о пропаже в ОВД «Пресненский» в воскресенье обратился консул посольства США Роберт Хэннан). В пресс-службе посольства США в Москве корреспонденту «НГ» сообщили, что «в выходные журналистка уехала в Моздок и с воскресенья о ней нет никаких вестей». Последний материал Ребекки Сантана под заголовком «Putin condemns terrorists» («Путин осуждает террористов») вышел 7 февраля в газете «Seattle Post-Intelligencer» и рассказывал о взрыве в московском метро.
В дипмиссии также сообщили, что «официальный запрос об исчезновении журналистки был передан в Генпрокуратуру РФ». Однако подробной информации о цели поездки репортера на Северный Кавказ в пресс-службе посольства корреспонденту «НГ» дать не смогли, сославшись на «американский закон о защите права на частную жизнь».
Что касается Северной Осетии, то ни в МЧС республики, ни в местном представительстве президента РФ ничего не слышали об исчезновении американской гражданки. В МВД Северной Осетии заявляют, что «все прибывающие в Моздок журналисты, особенно иностранцы, проходят специальную регистрацию. За последние 5–6 дней в регистрационных списках американских журналистов не было».
Аккредитованные в Москве американские журналисты, знающие Ребекку, говорят, что она собиралась встретиться в Северной Осетии с местным стрингером. Как рассказали корреспонденту «НГ» в московском представительстве издания «Washington Post», «конкретной информацией, куда и к кому едет, она скорее всего не стала делиться ни с кем – была очень самостоятельна. Ребекка прекрасно знает русский, давно живет в Москве и в работе всегда старается использовать свои личные контакты». До работы постоянным корреспондентом «Cox Newspapers» (американская газетная сеть, ежедневный совокупный тираж которой превышает миллион экземпляров), она готовила материалы на радио «Голос Америки». В московском представительстве «Cox Newspapers» Ребекка Сантана – единственный аккредитованный журналист. Потому на звонки в офисе сейчас отвечает автоответчик – женский голос с американским акцентом просит оставить информацию после гудка.