Пикетчиков было человек тридцать. Поэтому много милиции не потребовалось.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Вчерашний день, 29 января, правозащитные организации Москвы объявили Днем борьбы с произволом и репрессиями и в рамках этой акции провели пикеты у здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке и у Мосгорсуда на Богородском Валу. Схожие собрания, как сообщил корреспонденту «НГ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, состоялись также во Владимире, Лесосибирске, Твери и Череповце. «Местные администрации не разрешили пикеты только в Воронеже и Екатеринбурге, что мы считаем незаконным и будем подавать иски по этому поводу», – заявил правозащитник.
По словам организаторов (заявки подали движение «За права человека», общественная группа «Совесть», Комитет антивоенных действий и еще несколько правозащитных сообществ), цель акции – «протест против широкомасштабных нарушений законности, против пыток на следствии и фальсификации дел, пассивности прокуратуры и судов перед фактами произвола, против политических репрессий». Особенно пугает, по мнению Льва Пономарева, то, что «в России вновь появились политзаключенные, а размах преследований сравнился с преследованиями в брежневские времена».
Пикетчики стали собираться на Большой Дмитровке ближе к 11 часам. Первыми появились активисты независимой общественной группы «Совесть», выступающие в поддержку Михаила Ходорковского и других обвиняемых по «делу ЮКОСа». Активисты (студенты и аспиранты МГУ) развесили на витрине неработающего магазина фотографии Ходорковского и плакаты в его поддержку. Прохожие читали на запыленных стеклах надписи большими буквами: «Отменить свободу лова», «Праву – ДА, расправе – НЕТ», разглядывали плакаты с изображением колючей проволоки и требованием выпустить предпринимателя. Можно было услышать дружное скандирование пикетчиков: «Скоро ЮКОСа излишки мы поделим всей страной. Всем достанется по вышке... Только вряд ли нефтяной».
Потом на парапете под развешанными плакатами выстроился ряд будильников различных модификаций – от старинных медных экземпляров с чашечками до электронных пикающих моделей. «Этой показательной акцией мы хотим разбудить совесть прокуратуры», – сообщила корреспонденту «НГ» одна из активисток «Совести», студентка экономического факультета МГУ Марта Белоголовцева, заводя один из механизмов.
Еще одной оригинальной идеей «Совести» стала раздача прохожим конфет «Попробуй, отними!» с привязанными к ним картинками с эмблемой ЮКОСа. Это должно было символизировать «несогласие с попытками завладеть компанией». Раздав сласти, «Совесть» приступила к следующему акту. Вооружившись иголкой, молодые люди прокалывали воздушные шары зеленых и желтых оттенков с фамилиями задержанных сотрудников и акционеров нефтяной компании. «Это шары цвета эмблемы ЮКОСа, – пояснила Марта Белоголовцева. – Уголовные дела надуманны, и мы хотим, чтобы они лопнули».
Общим настроением, с которым пришли пикетчики, было: «Лучше что-то делать, чем не делать ничего». Рядом с активистами «Совести» выстроились правозащитники из регионов. Замруководителя питерского отделения организации «За гражданские права» Борис Пантелеев приехал в Москву, чтобы привлечь внимание к происходящему в колонии УЮ-221/23 Мурманской области: «Два года я провел там по сфабрикованному обвинению в изнасиловании и все время писал жалобы о нарушениях. Получал из местной прокуратуры только отписки. Когда вышел, снова пытался наладить с прокуратурой и мурманским УИН конструктивный диалог, но получил известия от осужденных, что стало только хуже – ужесточили режим и даже вводили ОМОН».
Помимо активистов-общественников на пикет пришли и «неорганизованные» москвичи. Художник Евгений Филатов, например, пытается добиться отмены решения о его «насильственном выселении из родового дома в районе Остоженки, неподалеку от Зачатьевского монастыря». «Дом принадлежал моему деду, обрусевшему немцу Зигфриду Талю, – утверждает художник. – В доме находится мой музей, огромная библиотека и уникальный архив. Дом хотят снести несмотря на то, что это памятник архитектуры, и построить там небоскребы и дорогие коттеджи. Я уже прошел все российские судебные инстанции и направил запрос в Страсбург. Предварительный ответ – в отношении меня нарушена 8-я статья Конвенции по правам человека».
Вчерашние пикеты, по словам Льва Пономарева, – первая попытка объединить российские правозащитные организации в одно движение. «В Европе, в Америке, когда создается серьезная угроза правам человека, сотни тысяч людей выходят на улицы. И это люди, которых сбившимися с пути не назовешь, – это «белые воротнички». У нас же отсутствует эта традиция – коллективно защищать свои права. Нас, правозащитников, называют маргиналами, даже ненормальными. Получается, что только сумасшедший может бороться за свои права».