Главный редактор правозащитного информагентства «Прима» Александр Подрабинек был вызван вчера в Следственное управление ФСБ, расположенное в СИЗО «Лефортово». Как рассказал Подрабинек корреспонденту «НГ», его допрашивали «в связи с изъятием в конце прошлого года части тиража книги Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию», закупленного «Примой». «Меня вызывали как свидетеля по делу о разглашении государственной тайны в книгах «ФСБ взрывает Россию» и «ЛПГ – Лубянская преступная группировка» (еще одна книга Литвиненко. – «НГ»)», – сказал журналист. По словам главного редактора, он отказался сотрудничать со следствием, и тогда у него потребовали подписку о неразглашении. «Кроме того, мне сказали, что подадут заявление в прокуратуру с просьбой возбудить против меня дело в связи с отказом в даче показаний», – сообщил Подрабинек.
Практически весь тираж – 4376 экземпляров из 4400 – отпечатанной в Латвии книги «ФСБ взрывает Россию» (в ней изложена версия о причастности спецслужб к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году) был изъят вечером 28 декабря. Шедшую из Пскова машину остановили на 111-м километре Волоколамского шоссе на посту ГИБДД. Как рассказал корреспонденту «НГ» руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, водителю заявили, что машина остановлена в рамках операции «Вихрь-антитеррор», а книги конфискованы «как антигосударственная пропаганда». На вчерашнем допросе, по словам Подрабинека, следователь Александр Сойма пояснил ему, что «книги изъяли в рамках уголовного дела о разглашении гостайны». «От меня хотели узнать об обстоятельствах покупки книг. Но я отказался отвечать на все вопросы, так как, с моей точки зрения, все это не имеет отношения к делу о разглашении гостайны», – сказал журналист.
О деталях сделки главред «Примы» предпочитает не распространяться и в разговорах с журналистами. Единственное, что известно: «Прима» закупила тираж для дальнейшего распространения через книжные магазины. В каком издательстве были отпечатаны книги и какова стоимость закупленной партии, Подрабинек не говорит, ссылаясь на «интересы промежуточной фирмы, перевозившей товар из Латвии в Москву». По его словам, посредник не желает раскрывать информацию.
Что касается самого изъятия книжной партии, то Александр Подрабинек воспринимает его как «демонстративное наступление на свободу печати – ведь уже 15 лет не было случаев изымания книг по идеологическим принципам». А по мнению руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева, «в действиях сотрудников ФСБ явно просматривается нарушение закона, потому что призывов к свержению конституционного строя в книге нет». «Мы даже направили в Генпрокуратуру письмо, в котором рассказали, что нарушены права собственника. Просматривается явная политическая подоплека и элементы цензуры», – сказал он.
Серьезные сомнения в законности изъятия тиража есть и у правозащитника Валентина Гефтера, входящего в состав общественной комиссии по расследованию причин взрывов в жилых домах в 1999 году: «Возникает вопрос: в России введена цензура? Если нет, то на каком основании перлюстрируется ввозимая литература и почему она изымается? Можно во многом не соглашаться с авторами книги – с некоторой истеричностью написанной – и с подачей материалов. Но нельзя запретить гражданам страны читать книгу».