Сегодня в Узбекистане день траура по погибшим во вторник в результате катастрофы самолета Як-40 в аэропорту Ташкента. А вчера правительственная комиссия во главе с премьер-министром Узбекистана Шавкатом Мирзияевым приступила к расследованию причин крушения принадлежащей авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" ("Узбекские авиалинии") машины. В расследовании причин трагедии также примет участие спецкомиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). По уточненным данным, в катастрофе рейса Термез-Ташкент погибли 37 человек - из них 32 пассажира (один ребенок) и 5 членов экипажа. В числе пассажиров были координатор ООН в Узбекистане Ричард Конрой, а также представитель американской гуманитарной организации Ричард Пеннер. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой. В направленной главе Узбекистана Исламу Каримову телеграмме содержится просьба передать "искренние слова поддержки и сочувствия родным и близким погибших".
В МЧС Узбекистана корреспонденту "НГ" сообщили, что катастрофа произошла в 19.27 по местному времени. Летевший из приграничного с Афганистаном Термеза (Сурхандарьинская область) Як-40 по непонятным пока причинам не смог сесть с первого раза и пошел на второй заход. Однако касания шасси со взлетно-посадочной полосой не произошло, на высоте 2 метра самолет врезался в бетонное заграждение, загорелся и рухнул в канал Кара-Су (расположен на территории аэропорта). "На место происшествия прибыли все экстренные службы - спасатели, милиция, пожарные, саперы и медработники. Всего 443 человека и 122 единицы техники", - сообщили в пресс-службе МЧС Узбекистана.
По мнению судмедэкспертов, все находившиеся на борту погибли практически сразу. Найден "черный ящик", он передан специалистам для расшифровки. По факту катастрофы генпрокуратура Узбекистана возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК страны (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее человеческие жертвы). Генпрокурор Рашитжон Кадыров заявил, что создана оперативно-следственная группа, в состав которой вошли сотрудники нескольких правоохранительных структур.
Среди предварительных причин случившегося специалисты называют неблагоприятные погодные условия (туман). В то же время власти Узбекистана не исключают, что на борту был совершен теракт. "Прямых данных о возможном теракте нет, но эта версия будет отрабатываться", - сказал генпрокурор Рашитжон Кадыров. Что касается версии технической неисправности, то известно, что последний раз самолет 1975 года выпуска ремонтировался в 1999 году в Минске, и у него, по словам узбекского генпрокурора, оставалось более тысячи часов ресурса. Белорусская сторона уже заявила, что не несет ответственности за происшедшее. "Гарантия на такой ремонт действует 1 год. Самолет летал уже более четырех лет после ремонта", - сказал Интерфаксу пресс-секретарь госкомитета Белоруссии по авиации Вадим Бицан. Машиной управлял опытный экипаж, а командир, 43-летний Александр Алексанов, имел 16-летний полетный стаж.
Вполне возможно, что уже сегодня к расследованию причин трагедии присоединятся представители МАКа. Как сообщил корреспонденту "НГ" заместитель председателя МАКа Рудольф Теймуразов, вчера поздно вечером в Ташкент вылетела делегация сотрудников комитета во главе с зампредседателя комиссии по расследованию авиационных происшествий МАКа Георгием Ячменевым. "Это один из самых опытных сотрудников МАКа, ведущих такие расследования, - рассказал Рудольф Теймуразов. - Он расследовал обстоятельства крушения вертолета Ми-8 с губернатором Игорем Фархутдиновым на Камчатке. Вместе с ним летят сотрудники КБ Яковлева. В Ташкенте их для совместной работы встретят местные коллеги".
"На борту находились четверо иностранных граждан", - сообщили "НГ" в МЧС Узбекистана. Это двое афганских подданных, американец Ричард Пеннер и глава представительства ООН в Узбекистане Ричард Конрой, имевший двойное гражданство - Великобритании и Австралии. "Мистер Конрой являлся координатором системы ООН в Узбекистане, то есть являлся основной фигурой, представляющей ООН в стране, - рассказала в беседе с корреспондентом "НГ" сотрудник представительства ООН в Узбекистане Негина Байкабулова. - Основной деятельностью мистера Конроя было представление программы развития ООН в Узбекистане. Это помощь в проведении реформ, в социально-экономической сфере и охране окружающей среды, а также различные консультации и предоставления грантов - гуманитарной помощи. В Термез он полетел уже не в первый раз с обычной командировкой. Через Термез мы отправляем гуманитарную помощь в Афганистан".
Как сообщали вчера республиканские информагентства, национальные ТВ и радио не изменили праздничной сетки вещания (14 января в Узбекистане - День защитников Родины). В МЧС республики "НГ" рассказали, что на борту находился один из чиновников спасательного ведомства. "46-летний глава Сурхандарьинского управления МЧС полковник Абдурашид Ярматов летел в столицу на празднование. Ему должны были вручить медаль".
Материальный ущерб родственникам погибших, как заявил в интервью РИА "Новости" пресс-секретарь МИД Узбекистана Ильхом Закиров, будет возмещать авиакомпания "Узбекистон Хаво Йуллари". По мнению зампредседателя МАКа Рудольфа Теймуразова, "это известное, солидное предприятие, знаменитая узбекская авиакомпания - крупнейшая не только в Узбекистане, но и в других странах СНГ".
Авиакомпании, для которых закрыто воздушное пространство Великобритании
8 января 2004 года Министерство транспорта Великобритании опубликовало список авиакомпаний, самолетам которых запрещен доступ в воздушное пространство королевства. ⌠Если у нас есть причины сомневаться в том, что самолеты авиакомпаний не соответствуют международным стандартам безопасности, мы запрещаем их полеты в нашем воздушном пространстве■, – заявил министр транспорта Великобритании Тони Макналти, комментируя решение о запрете полетов над территорией страны для ряда авиакомпаний. ⌠Черный список■ авиакомпаний, по информации телерадиокомпании ВВС, был опубликован под давлением общественности после того, как выяснилось, что полеты самолетов египетской авиакомпании Flash Airlines, ⌠Боинг-737■ которой 3 января с.г. потерпел катастрофу над Красным морем, были запрещены в Швейцарии.
Авиакомпании | Дата запрета | Причина запрета |
Самолеты авиакомпаний Экваториальной Гвинеи | в данный момент | несоответствие мер безопасности |
Самолеты авиакомпаний Гамбии | в данный момент | несоответствие мер безопасности |
Самолеты авиакомпаний Либерии | в данный момент | несоответствие мер безопасности |
Самолеты авиакомпаний Таджикистана | в данный момент | несоответствие мер безопасности |
Star Air Ltd (Сьерра-Леоне) | с октября 2003 г. | несоответствие мер безопасности, выявление в ходе инспекций технических неисправностей |
Cameroon Airlines (Камерун) | с января 2001 г. | неуплата штрафов за транспортировку пассажиров с неправильно оформленными документами |
Albanian Airlines (Албания) | с января 2001 г. | обеспокоенность уровнем обеспечения безопасности и иммиграционного контроля со стороны Тираны |
Central Air Express (Демократическая Республика Конго) | с февраля 2003 г. | несоответствие мер безопасности |
Air Universal (Сьерра-Леоне) | с сентября 2003 г. | выявление в ходе инспекций технических неисправностей и отсутствие какой-либо реакции со стороны властей Сьерра-Леоне |
P.S. Что касается авиакомпаний, зарегистрированных на пространстве бывшего СССР, то за последний год Министерство транспорта Великобритании накладывало в разные месяцы временный запрет на рейсы в королевство самолетов RAF-AVIA (Латвия), Enimex (Эстония) и Kyrgyzstan Airlines (Киргизия). Из авиакомпаний, активно используемых туристами, британские власти в последние годы накладывали запрет на Inter Trans Air (Болгария) и Air Memphis (Египет).
Таблица составлена Юлией Петровской на основании официального документа Министерства транспорта Великобритании от 8 января 2004 года.