Беспрецедентный в российской судебной практике процесс ожидается на днях на Камчатке. Вместо скамьи подсудимых на процессе будет фигурировать больничная койка - суд пройдет в кардиологическом отделении 2-й городской больницы Петропавловска-Камчатского. Именно таким способом, по данным Интерфакса, прокурор Камчатской области Александр Войтович предложил суду завершить рассмотрение представления о снятии депутатской неприкосновенности с мэра Петропавловска-Камчатского Юрия Голенищева, который слег с диагнозом ишемическая болезнь сердца. По словам прокурора, состав суда не против столь своеобразной выездной сессии и ждет только разрешения врачей. Между тем самих медиков, по той же информации, начали вызывать в областную прокуратуру на допросы. Следователи выясняют, возможно ли, что мэр, обвиняемый в халатности и срыве отопительного сезона, симулирует болезнь. Впрочем, в вопросе о суде в больничной палате все зависит от того, какую позицию займет руководство клиники.
Первое заседание суда прошло 14 ноября. На нем судьи заслушали доводы прокурора, самого мэра и его защиты. Во время выступления адвоката Юрию Голенищеву стало плохо - прямо с заседания суда он попал в больницу. Спустя три дня, 17 ноября, мэр не появился в суде, и прокурор области заявил, что теоретически суд может состояться и без присутствия Голенищева - свои показания он уже дал. Для этого он должен дать доверенность на ведение дел адвокату. Однако, как указывают специалисты, согласно ст. 247 УПК РФ (участие подсудимого) "судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого". Исключением может стать только один случай: в части 3-й той же статьи говорится, что отсутствие подсудимого на процессе допускается, только если он сам ходатайствует об этом. О чем Голенищев не просил. Положения о проведении суда в больничной палате в УПК нет.
Что думают юристы и правозащитники о предложении прокурора Александра Войтовича судить мэра Петропавловска-Камчатского прямо в больнице?
Свое мнение в беседе с корреспондентом "НГ" высказала московский адвокат Анна Ставицкая: "Если человек болеет, он не может защищать свои права в полную силу. Не может адекватно реагировать на то, что происходит. На этот случай в УПК указаны основания для приостановки производства по делу. Диагноз заболевания не имеет особого значения. Проведение суда над человеком, лежащим в больничной палате, - это прямое нарушение прав человека".
Руководитель кафедры уголовного права Российской правовой академии Минюста России Сергей Иншаков сказал по этому поводу: "Что касается проведения заседания в больничной палате, то это все-таки лучше, чем в санчасти следственного изолятора, хотя я, честно говоря, о таком больничном суде ни разу не слыхал. С другой стороны, если рассмотреть позицию прокурора, то по существующему закону у него нет оснований для приостановки дела. Диагноз подсудимого - ишемическая болезнь сердца - не дает их. Для приостановки некоторых следственных мероприятий - да. Основанием для приостановки могла бы быть болезнь, не позволяющая ему отдавать отчет в своих действиях, - психическое заболевание".
Правозащитник Людмила Алексеева заявила: "Я первый раз слышу нечто подобное. Странно, что суд в такой ситуации просто-напросто не отложат. Но если уж такое срочное дело, то, наверное, лучше судить в больничной палате и создать прецедент, чем тащить больного куда-то".
Представитель Верховного суда России Павел Одинцов сказал: "Никто из сотрудников Верховного суда не возьмется комментировать сложившуюся ситуацию, так как в дальнейшем рассмотрение этого дела может попасть к нам. Верховный суд будет давать комментарии только после прохождения делом всех инстанций".