Главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов вчера подписал приказ о приостановлении полетов истребителей МиГ-29 на российской авиабазе Эрибуни в Армении. Об этом корреспонденту "НГ" сообщил начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский, отметивший, что "самолеты останутся на земле до особого распоряжения командования". Можно предположить, что приказ о запрете полетов будет действовать до тех пор, пока не будут установлены причины катастрофы истребителя МиГ-29, разбившегося в среду в горах Армении при выполнении учебно-тренировочного полета. На месте трагедии сейчас работает следственная группа Главной военной прокуратуры (ГВП). По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).
Обломки российского истребителя, пропавшего в среду днем после вылета из аэропорта Эрибуни, поисковая группа обнаружила вчера в 9.15 утра в 18 километрах от города Гюмри (бывший Ленинакан). Приблизительно в это же время в 14 километрах от места падения самолета приборы поисковиков зафиксировали сигналы аварийно-спасательного радиомаяка "Комар", входящего в экипировку пилота - летчика 1 класса 39-летнего майора Константина Кардаша. Его тело нашли спустя полтора часа на склоне горы Маралдак, вблизи перевала Джаджур. Как заявил пресс-секретарь министра обороны Армении Сейран Шахсуварян, по предварительным данным, катапульта истребителя сработала от удара самолета о землю.
Весь вчерашний день специалисты службы безопасности перевозили основные агрегаты и приборы разбившегося истребителя на авиабазу Эрибуни. Туда же доставлен и "черный ящик" МиГ-29, обнаруженный на месте катастрофы. В то же время, как рассказал корреспонденту "НГ" начальник пресс-службы ГВП Михаил Яненко, "в горах работала оперативно-следственная бригада в составе нескольких специалистов из Москвы, офицеров военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа, а также судмедэксперта". Комиссия службы безопасности авиации ВС России в настоящее время рассматривает несколько версий катастрофы. Из них, как заявил Интерфаксу начальник службы безопасности Сергей Солцев, основные - "отказ техники и ошибка в пилотировании".
Катастрофа МиГ-29 в Армении - первая за последние годы, в которой погиб пилот. Обычно летчикам удается катапультироваться. Большинство аварий истребителей этого типа происходит во время демонстративных полетов. В 1992 году на авиасалоне в Ле Бурже пилот не только спасся сам, но и сумел увести машину от зрительских трибун. А 21 апреля 2000 года пилотам алжирских ВВС удалось катапультироваться, но самолет упал на жилой дом (погибли два человека).
Из досье "НГ"
Истребитель МиГ-29 принят на вооружение в 1982 году. Оснащен двумя двигателями РД-33, позволяющими развивать скорость до 2400 км/час. Предназначен для ведения воздушного боя, а также способен наносить удары по наземным целям. По оценкам специалистов, по ряду характеристик МиГ-29 имеет определенное преимущество над американскими истребителями F-15C, F-16 и французским "Мираж-2000". Всего выпущено более 1300 истребителей МиГ-29, которые, помимо России состоят на вооружении шести стран СНГ, а также 16 государств дальнего зарубежья.
Эрибуни - бывший центральный гражданский аэродром Еревана, преобразованный в военный с образованием в Армении российской военной базы. Авиационная группировка дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы составляет 18 истребителей МиГ-29. Помимо российских на аэродроме Эрибуни базируется 6 армянских штурмовиков Су-25. Известно также, что в августе 2002 г. здесь в условиях высокогорья успешно прошел испытания многоцелевой самолет-амфибия Бе-200.