Чем активнее раскручивается маховик предвыборной кампании, тем больше появляется указаний на то, что грядущие выборы грозят стать самыми грязными за всю историю новой России. Черные PR-технологии становятся предметом настолько высокого спроса, что о ценах на подобного рода продукцию можно только догадываться. И это не преувеличение: как показывают события последнего времени, на рынок такой продукции активно выходят профессионалы спецслужб, занимающиеся подготовкой конфиденциальной аналитической информации - в том числе и для высшего руководства страны. Думается, они не продешевят. А PR-агентства не поскупятся: слишком высоки предвыборные ставки. Именно на такие размышления наводит беспрецедентный судебный процесс, завершившийся во вторник в Московском окружном военном суде. Здесь судили полковника ФАПСИ, передававшего служебную информацию социально-политического характера одному из PR-агентств, занимающихся региональными выборами.
На скамье подсудимых находился офицер ФАПСИ (в марте 2003 года это ведомство было упразднено, а его функции переданы ФСБ и Минобороны) Борис Гальчук. Московский окружной военный суд признал офицера виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, и приговорил его к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Столь мягкое наказание объясняется тем, что суд не нашел в действиях подсудимого признаков госизмены и пришел к выводу, что преступление было совершено по неосторожности. Было также учтено, что за 35 лет службы полковник Гальчук ничем себя не запятнал, имеет правительственные награды.
Как выяснилось на суде, офицер, готовясь к увольнению, намеревался найти работу в ЗАО "Эмиссар", так как был знаком с председателем совета директоров компании Геннадием Тюминым. И полковник Гальчук, пользуясь служебным положением, с января по март 2003 года поставлял ей информацию, которая шла по каналам ФАПСИ. Как сообщают в пресс-службе Московского окружного военного суда, было установлено, что в переданных "Эмиссару" документах было два фрагмента текстов с информацией, имевшей гриф "Совершенно секретно".
Группа компаний "Эмиссар", судя по официальному сайту в интернете, занимается консалтингом, PR-сопровождением различных проектов, организацией форумов, семинаров, конференций и выставок. Но главенствующая роль здесь принадлежит информационно-аналитическому агентству "Эмиссар", которое с 1994 года работает на рынке консалтинговых услуг в сфере политического и правового консультирования. В том числе агентство занимается организацией избирательных кампаний "под ключ", то есть от выдвижения кандидата до его избрания, включая и решение в интересах заказчика конфиденциальных задач.
Какого рода секреты получило агентство? Касается ли эта информация политиков, которые вступили в предвыборный марафон? Может ли быть использована для дискредитации в конкурентной борьбе? Прояснить эти вопросы мы попытались в Центре общественных связей ФСБ. "Это не наша тема", - заявил корреспонденту "НГ" дежурный по ЦОС. И обосновал это тем, что речь идет о нарушении, которое было совершено еще до передачи в ФСБ функций ФАПСИ.
В группе компаний "Эмиссар" тоже не изъявили желания прояснить неясное. Тем не менее нам удалось связаться с фигурантом судебного разбирательства - Геннадием Тюминым. Приводим телефонный разговор без купюр. Корр.: "Геннадий Иванович, как вы могли бы прокомментировать приговор в отношении Бориса Гальчука?" Тюмин: "Мне нечего комментировать, тем более что я сейчас на Севере в командировке". Корр.: "Скажите, что за секреты содержала информация, которой вас снабжал полковник Гальчук?". Т.: "Никакой информации он мне не передавал. Просто у меня с ним были дружеские отношения". Корр.: "Говорят, что эта секретная информация будет использована вами в нынешней избирательной кампании". Т.: "Да ну что вы... Вы же журналист, знаете все эти технологии, какие-либо секреты во всех этих вещах в принципе не применимы. Наша работа предельно публична и использовать в публичной агитации государственные секреты - это просто невозможно". Корр.: "Геннадий Иванович, где вы находитесь, если не секрет? Связана ли ваша командировка с предвыборной кампанией?" Т.: "Ну я же председатель совета директоров пиар-агентства. Занимаюсь своими профессиональными обязанностями, езжу, смотрю..."