Активизация боевиков в Чечне нарастает с каждым днем. В ночь с субботы на воскресенье в селении Элистанжи был убит муфтий Веденского района Чечни Шамхан Мадагов. Он был расстрелян во дворе своего дома людьми в камуфлированной форме. По предварительным данным, группа бандитов, ворвавшаяся в дом к Шамхану Мадагову, насчитывала до 50 человек.
Тем не менее сегодня в соответствии с указом Владимира Путина руководство Оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией в Чечне переходит от ФСБ к МВД России. На заседании Оперативного штаба чекисты заодно отчитались о проделанной работе: по словам директора ФСБ РФ Николая Патрушева, "ситуация в Чечне серьезно изменилась, крупных бандформирований нет, есть мелкие, разрозненные группы".
По утверждению участников заседания, удалось "не только разгромить основные силы бандформирований, но и нейтрализовать большую часть их главарей, а также нарушить систему управления бандами и их финансовое и материальное обеспечение". Министр внутренних дел Борис Грызлов также заявил, что отныне Оперативный штаб будет называться Оперативным штабом по наведению конституционного порядка в ЧР. Получается, контртеррористическая операция закончена, осталось только порядок навести. А вот с этим как раз проблемы.
В недавнем боестолкновении под Автурами, по признанию военных, участвовали более сотни боевиков. Командовал ими арабский наемник Абу аль-Валид - один из тех "главарей", которых вроде бы "удалось нейтрализовать". Вспышку активности боевиков объясняют поступлением в Чечню очередного "транша на теракты" в размере 3 млн. долл. И при этом говорится, что "финансовое обеспечение бандформирований удалось нарушить".
Передача "контроля над Чечней" совпала с началом очередной фазы избирательной кампании в республике: в субботу статус "зарегистрированного кандидата" получил одиннадцатый и последний претендент - депутат нижней палаты российского парламента Асламбек Аслаханов, считающийся одним из главных конкурентов нынешнего главы ЧР Ахмада Кадырова. Любопытно, что в свое время Аслаханов в письме предложил Кадырову не выдвигать свою кандидатуру на этих выборах, а Ахмад-Хаджи в ответном письме обвинил депутата в том, что он был одним из виновников дестабилизации Чечни в начале 90-х годов. О своей роли в первой чеченской кампании и в объявлении джихада России Ахмад-Хаджи скромно умолчал.
Заметим, что с момента регистрации кандидаты обязаны уйти в отпуск в течение трех суток. Ахмад Кадыров эти дни использовал с толком. Он обвинил федеральные войска в похищениях людей, заявив о существовании в Чечне "эскадронов смерти", распорядился создать рабочую группу по восстановлению трех районов республики. Почему не всех, так и осталось неясным. Наконец, Ахмад-Хаджи в письме спикеру Госдумы Геннадию Селезневу, подписанном им еще в пятницу, просил на заседании парламента поставить вопрос о продлении амнистии еще на три месяца.
В этот же день в письме, направленном руководству силовых органов, Ахмад Кадыров намекнул федеральному Центру, что его поражение приведет к новому витку напряженности в республике. Напомнив о просчетах Москвы, поставившей в 1997 году на Масхадова, но не оказавшей ему помощи в консолидации чеченского общества, Ахмад-Хаджи, вероятно, предложил Кремлю на этот раз поставить именно на него. Москва, впрочем, не спешит рисковать.