В России на сегодняшний день зарегистрирован 521 лесной пожар, и почти ежедневно в разных регионах вспыхивают 100 новых. Особенно сложная ситуация в Иркутской области, где полыхают более 170 лесных пожаров, 18 из которых специалисты относят к крупным. Пока справиться с огнем не удается. Убытки от таежных пожаров уже превысили 100 млн. руб., на более чем 56 тыс. га лес обуглен.
Казалось, предусмотрено все, чтобы не дать разгуляться "красному петуху". На поступившие от Минприроды деньги закупили горючее для наземной и воздушной техники, увеличили численность парашютистов-пожарных, заключили договоры с подразделениями малой авиации, создали необходимый запас материальных ресурсов и даже задействовали службу космического мониторинга.
По мнению зампредседателя Главного управления Минприроды по Иркутской области Владимира Чехова, во многом виноват природный фактор: пожары в Прибайкалье начались на две недели раньше обычного, и их распространению способствуют сухие, ветреные дни. Что же касается организации работ по предупреждению и тушению пожаров, то, по мнению Чехова, "здесь особых проблем нет: работники лесхозов, парашютисты и привлеченные специалисты действуют самоотверженно".
Но остается открытым вопрос: если все так хорошо, как говорят чиновники, то почему тайга продолжает гореть? И не только тайга. В ночь на 6 июня верховой пожар как языком слизнул 17 домов дачной деревни Солнцепечная. Огонь угрожает и другим населенным пунктам, жители которых, боясь сгореть заживо, проводят бессонные ночи.
Недавно в Иркутской области побывал замминистра природных ресурсов Виталий Караганов. Он доложил журналистам, что борьба с огнем в Прибайкалье ведется довольно успешно, не в пример той же Читинской области или Республике Бурятия, где тайга полыхает на огромных площадях. Ситуация, мол, находится под полным контролем областных властей, и он надеется, что она не перерастет в чрезвычайную. Единственное, на что попенял Караганов, так это на "несогласованность действий отдельных структур".
Пытаются разобраться в причинах возникновения пожаров и правоохранительные органы. И кое-какие результаты уже есть: прокуратурой области возбуждено 42 уголовных дела по статье "уничтожение или повреждение лесов", в органы внутренних дел направлено около 200 материалов, 206 человек привлечены к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. В нескольких районах области населению запрещен доступ в леса.
В последнее время в Прибайкалье все чаще стали говорить и о "китайском следе" в лесных пожарах. По этой ставшей популярной версии, по сговору с китайцами лесники специально устраивают поджоги, а затем по дешевке продают бизнесменам из Поднебесной подгоревшие участки. Согласно другой легенде, "красного петуха" в лес пускают еще и для того, чтобы отвлечь внимание работников лесной охраны от мест незаконных вырубок. Пока лесники сбивают пламя в одном месте, в другом рокочут бензопилы. Лесорубы под шумок успевают заготовить несколько лесовозов и доставить их таежными дорогами к ближайшему железнодорожному тупику.
Иркутск