За гибель губернатора Красноярского края генерала Александра Лебедя и еще семи пассажиров ответят оставшиеся по воле судьбы в живых два пилота потерпевшего 28 апреля 2002 года катастрофу вертолета Ми-8 - командир эскадрильи, пилот-инструктор Тахир Ахмеров и второй пилот Алексей Курилович. В этом уже не может быть сомнений, так как вчера заместитель генпрокурора по Сибирскому федеральному округу Валентин Семученков утвердил обвинительное заключение по делу о гибели Лебедя и все 30 томов уже в понедельник будут в Красноярском краевом суде. Летчики обвиняются по статье 263 часть 3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Следствие, длившееся более 9 месяцев, пришло к выводу, что падение вертолета произошло в результате грубого нарушения пилотами "целого комплекса правил полетов". Роковую роль сыграла погода, которая была нелетной в районе Буйбинского перевала в Саянах, куда и направлялся губернатор со свитой и журналистами на торжественное открытие реабилитационного центра и базы отдыха "Барсово ущелье". Синоптики предупреждали летчиков, но те, как утверждается в материалах следствия, проигнорировали предостережение. В горах вертолет попал в снежный заряд, пилотировать машину приходилось в условиях крайне ограниченной видимости. Чтобы не потерять ориентацию, летчики держались автотрассы Красноярск-Кызыл, причем, избегая облачности, вынуждены были держать машину на предельно низкой высоте. В результате в 10.08 по местному времени вертолет задел тросы грозозащиты пересекающей маршрут линии электропередачи. Пилоты, по материалам следствия, чтобы избежать падения, попытались резко набрать высоту. Многократное увеличение нагрузки привело к разрушению лопастей несущего винта и хвостовой балки. Из двадцати человек, находившихся на борту, восемь, включая генерала Лебедя, погибли.
Вертолетчики, которым приходится обслуживать высокопоставленных лиц, относятся с сомнением к версии и выводам следствия. По их утверждениям, в таких ситуациях пилоты оказываются в роли таксистов и решение лететь или не лететь в непогоду принимает не командир экипажа, а облеченная властью персона. Если красноярский губернатор настоял на полете, летчики по неписаным правилам не могли ему перечить, так как их тут же сменил бы другой экипаж.