Приход весны знаменует начало российского футбольного чемпионата, а значит, и старт фанатского сезона с его громкими акциями. Однако в последнее время активные действия правоохранительных органов, стремящихся предотвращать массовые беспорядки в дни матчей, заставили фанатов несколько сменить тактику: все чаще разборки проходят за пределами стадионов. Полем боя в таких случаях становятся улицы города, станции метро и пригородные электрички. А пострадавшими в уличной бойне помимо самих разбушевавшихся молодчиков (для которых драки и побоища - цель и смысл жизни) нередко становятся случайные люди.
Несмотря на то что фанатское движение существует не первый десяток лет, осознание реальной угрозы столь мощной силы пришло к правоохранительным органам не так давно. Активизация действий в борьбе с фанатскими бесчинствами началась после громких побоищ в 2000 году (тогда во время матча между "Спартаком" и ЦСКА в Лужниках дрались несколько сотен человек) и знаменитого побоища на "Китай-городе" весной 2001 года (на площади Ильинских Ворот "стенка на стенку" сошлись более 500 человек). Окончательно масштабы угрозы дали понять прошлогодние беспорядки на Манежной площади. Поэтому специально созданные подразделения криминальной милиции всерьез озаботились созданием агентурной сети в фанатской среде с целью получения точной и оперативной информации о массовых акциях фанов.
По словам милиционеров, работа агентов и добыча разведданных в стане фанатов (в том числе и отслеживание данных с фан-сайтов) - "дело долгое, трудное и кропотливое". Поэтому параллельно усилились меры по обеспечению безопасности в дни матчей. Так, даты центральных футбольных встреч означают для милиционеров несение службы по усиленному варианту. Помимо нескольких тысяч милиционеров, дежурящих на матчах, районы возможных мест сбора болельщиков и подступы к стадионам патрулируют сотрудники в штатском. Кроме того, милиционеры ведут скрытое видеонаблюдение за большими группами фанатов (в дальнейшем видеозапись помогает изобличить хулиганов). А задержанные на спортивных мероприятиях теперь отмечаются в особой милицейской картотеке как "футбольные хулиганы", и с ними ведется "отдельная работа".
Как рассказали корреспонденту "НГ" в службе общественной безопасности ГУВД Москвы, "не стоит недооценивать и такую профилактику, как беседы с лидерами фан-группировок". Тут идут в ход как угрозы (мол, если какие неприятности случатся, виноватых найдут быстро), так и методы убеждения: фанатские боссы в отличие от основной массы болельщиков - люди уже немолодые и имеющие определенные принципы. Разговоры с фан-лидерами, к слову, опровергают расхожее мнение о том, что побоища и беспорядки - единственная цель и одновременно средство современного фаната. Безусловно, в этой среде есть (а по некоторым оценкам, и преобладают) люди, для которых вся жизнь - битва с представителями враждующего болельщицкого лагеря, готовые ради этого и свою голову положить, и чужие загубить.
Однако существует у фанатов и своя идеология. Так, возглавляющий уже не первый год движение московских армейцев Андрей Батумский (по оценкам ГУВД Москвы, армейские фаны - самая многочисленная, сплоченная и наиболее опасная группировка) признает, что в последние годы "идея в красно-синем движении была утеряна". А суть армейского фанатизма, по его словам, состоит в том, "чтобы отстоять в противостоянии с поклонниками других команд честь наших - наши флаги и родные цвета". Задача настоящего фана - продемонстрировать лучшую поддержку клуба, чем оппоненты. И для этого, по словам Батумского, в ход идут "все передовые идеи фанатизма: баннеры (длинное полотнище с цветами и наименованием клуба, которое фанаты разворачивают на трибунах. - "НГ") и файеры на трибунах, а также голосовая поддержка - фан-сектору надо знать хотя бы простейшие речевки".
В то же время лидер фан-движения красно-синих не отрицает, что "вникание в не включающую мордобоя часть фанатизма не исключает физического воздействия на врага". "Уж если фанат не может на кулаках доказать свое превосходство, на акциях ему лучше не появляться", - говорит Андрей Батумский.
Молодому фанату лидер красно-синих дает весьма своеобразный совет: "Если враг применил против тебя недозволенные средства, ты имеешь полное право ответить ему той же монетой". Отсюда, как нетрудно догадаться, недалеко до убийства. Именно поэтому, по словам сотрудников службы общественной безопасности ГУВД Москвы, "нельзя относиться к фанатским побоищам как к состязанию в молодецкой удали. Драки эти очень опасны, и пострадать в них могут обычные люди. Пример тому - смерть на трибуне стадиона "Петровский" в Петербурге подростка, пришедшего поболеть за "Зенит" второй раз в жизни".
Что касается наказаний, то за участие в беспорядках и правонарушения на трибунах фанатам грозят лишь штрафы. По признанию милиционеров, "возбуждение уголовного дела требует массы доказательств, в том числе и показаний свидетелей". А в соответствии с негласным фанатским кодексом хулиганы не только отказываются сотрудничать с правоохранительными органами, но порой даже не подают заявления в милицию о факте драки.
В связи с этим, по мнению сотрудников службы общественной безопасности, необходимо изменение законодательства в этой области. И тут российским законодателям и милиционерам вполне пригодится международный опыт. В частности, в Италии, где местные тиффози давно являются головной болью властей и полицейских, введен закон, предусматривающий отдельные наказания по каждому правонарушению на стадионе - от брошенной петарды и вырванного кресла до появления на игровом поле во время матча.