Пиратский аудиовизуальный рынок стоит на пороге нового этапа своего развития. Похоже, что времена кустарной штамповки кассет с незаконными копиями видеофильмов в подпольных цехах постепенно уходят в прошлое. Аудиовизуальные пираты новой волны быстро сориентировались в изменении спроса и пытаются захватить рынок DVD-фильмов.
В отличие от середины 80-х годов прошлого века, когда пираты порой в домашних условиях тиражировали кассеты на бытовой видеотехнике, сегодня контрафактная продукция выпускается на самом современном оборудовании с применением цифровых технологий. Как рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" заместитель директора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя, "распространение контрафакта в центральных регионах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 80-85% DVD-рынка, а в Дальневосточном регионе доходит до 100%".
Техника информационного абордажа
Захват пиратами ведущих позиций на рынке DVD привел к тому, что легальному производителю развернуться в полную силу попросту невозможно. "Сейчас в России работают четыре предприятия по выпуску лицензионной продукции в DVD-формате, - говорит Виктор Злотя. - Мощность каждого из них позволяет выпускать до 500 тысяч дисков в месяц. Однако их совместная загруженность на сегодня составляет объем одного производства".
Структура пиратского DVD-рынка начала складываться несколько лет назад, когда появился спрос на видеоаппаратуру соответствующего формата. Тогда-то организованные пиратские группы взломали коды на оригинальных DVD, русские умельцы первыми - раньше европейских пиратов - предприняли успешную попытку наложить на оригинальный текст русский закадровый перевод. Переведенные таким образом фильмы монтировались на микропленках, которые затем переправляли за границу - чаще всего в Китай и Сингапур. Там с них в огромном количестве изготавливались мастер-диски, которые при помощи отлаженной курьерской сети вновь возвращались в Россию. На отечественном пиратском рынке они быстро расходились среди оптовиков, охотно бравших пиратские DVD для последующего тиражирования и продажи. Такая налаженная схема работы пиратов вполне оправдала себя и благополучно действует до сих пор.
Примечательно, что используемое пиратами оборудование по качеству, возможностям, а значит, и стоимости (до 2 млн. долларов) сопоставимо с производственными линиями легальных производителей. Вообще этот бизнес трудно сравнить с каким-либо другим по уровню доходов в сочетании с практически нулевым риском уголовного наказания. Технологические затраты с лихвой окупаются за счет баснословных прибылей, при этом вложений в рекламу не требуется никаких. По словам Виктора Злоти, "пираты живут за счет легальных производителей и в то же время владеют всем объемом информации о выпуске того или иного свежего кассового фильма. В результате пират, не теряя времени на формальности, на несколько недель, а то и месяцев опережает выпуск лицензированного фильма".
Найти 10 отличий
Еще один залог успеха нелегалов DVD-рынка - дополнительные возможности современной техники, позволяющие выполнить упаковку, маркировку и полиграфическое оформление диска в полном соответствии оригиналу. А вот борцы с пиратством - УБЭП и общественные организации - в связи с этим сталкиваются с новыми трудностями: выявить подделку без сложной экспертизы подчас не в силах даже специалист. Проблемы возникают и с утилизацией контрафактных дисков. Показательными акциями с уничтожением поддельных DVD гусеницами бульдозеров тут не обойтись, а спецоборудования для утилизации дисков в России - считанные единицы.
Что касается способов добычи оригиналов новинок видеорынка, то и здесь у незаконных распространителей проблем не возникает: скачать фильм по интернету труда не представляет. Действуют и отлаженные каналы поставок видеоновинок из-за рубежа: по оценкам специалистов РАПО, производственные мощности только одного Большого Китая (включая Гонконг и Макао) полностью покрывают потребность мирового рынка пиратских мастер-дисков. Интересно, что подчас новое поколение корсаров аудиовизуального рынка не брезгует и - казалось бы, оставшимся в прошлом - "бутлегерством", нелегальной видеозаписью фильма или театральной постановки "с плеча" (ручной видеокамерой).
Пиратский заповедник
На руку незаконным производителям по-прежнему играет и несовершенное законодательство. При том, что Россия сегодня входит в пятерку стран - крупнейших распространителей контрафакта, статистика свидетельствует: из 949 уголовных дел, возбужденных в прошлом году по ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), дошла до суда лишь треть. И даже если приговор выносится, обвиняемые, как правило, отделываются штрафом, условным сроком или вообще освобождаются по амнистии.
По мнению Виктора Злоти, успех пиратов в первую очередь объясняется особенностями российского менталитета: "Международный опыт показывает, что добиться снижения доли контрафакта на рынке до 15% вполне реально. Но для этого надо воспитывать у населения негативное отношение к пиратам и их продукции. Государственная политика в этом вопросе должна формироваться четко: легальная продукция - хорошо, пиратская - плохо". Но россиянам не важно, кто сделал диск и сколько налогов с него уплачено: им важно, сколько он стоит и какого он качества. Качество пиратской продукции все чаще не уступает лицензионной, а цена в несколько раз ниже. "Если нет разницы, то зачем платить больше?" - именно эта логика обывателя гарантирует цифровым пиратам безбедное существование.