На дне Уссурийского залива на глубине 73 м обнаружен вертолет Ка-27ПС, упавший в море и затонувший во время ночного тренировочного полета 26 марта. Скорейший подъем машины и расшифровка "черного ящика" позволят наконец ответить на вопрос, что стало причиной трагедии - человеческий или технический фактор.
Как рассказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе ВМФ, "вчера примерно в 7.00 по московскому времени в предполагаемой точке падения был обнаружен крупный объект, похожий на вертолет". Для окончательного подтверждения на дно опустился спасательный подводный аппарат. В 7.50 экипаж батискафа сообщил, что на дне действительно обнаружен Ка-27ПС, лежащий на боку на глубине 73 м. По словам помощника командующего ВМФ Игоря Дыгало, поиски осложнялись тем, что в месте падения вертолета проходит сильное течение и за время погружения машину снесло в сторону от предполагаемого места падения вертолета; в результате зона поиска увеличилась на сотни метров. Теперь, когда Ка-27ПС обнаружен, начнется операция по подъему вертолета, в ближайшие дни к работе приступят водолазы.
По предварительной версии специалистов-спасателей, участвующих в поисках Ка-27ПС, причиной катастрофы вертолета стала "изношенность авиационной техники". По словам источников в штабе Тихоокеанского флота, "в ВМФ имеется большое количество устаревшей авиатехники, поступившей на вооружение частей в середине 70-х годов. Это в полной мере относится и к вертолетам типа Ка-27, находящимся в эксплуатации уже 25 лет". Вертолет Ка-27ПС был принят на вооружение в 1977 году, и до сего дня на Камовском заводе было построено более 260 вертолетов семейства Ка-27. Большинство из этих машин уже выработали свой ресурс, не модернизировались и летают сегодня крайне редко, что не лучшим образом сказывается на техническом состоянии летательных аппаратов.
Но техническое состояние, возможно, не единственная причина трагедии. Командир экипажа Ка-27ПС подполковник Александр Топырычев имел общий налет около 1 тыс. часов, в том числе 150 часов при выполнении полетов в ночных условиях. При норме налета 250 часов в год это немного, учитывая, что подполковник прослужил намного больше 4 лет. Из-за хронической нехватки горючего ВМФ не может обеспечить летчикам более 30 полетных часов в год, что сказывается на профессиональном уровне пилотов. Из-за этого летчики иногда не могут быстро и адекватно отреагировать на сбой в работе авиационной техники, что в итоге и приводит к авариям.