- Завершен первый этап российской гуманитарной операции по оказанию помощи гражданскому населению, пострадавшему в вооруженном конфликте. Это гуманитарная помощь не только Ираку, но и другим государствам, куда уходят иракские беженцы. Кроме того, это вообще первая международная акция по оказанию реальной помощи. Самолеты, направленные Россией, и работающая в Керманшахе оперативная группа - это только начало, "спусковой крючок", если выражаться военным языком, усилий мирового сообщества в практическом плане. Действовали мы по договоренности с иранскими властями, с МВД Ирана.
- Какие грузы доставлены на аэродром в Керманшахе?
- Мы доставили туда оборудование для лагерей беженцев в соответствии со стандартами ООН. Это многоместные палатки, электрогенераторы для освещения лагеря, печи (это горный район, и там сейчас холодно) и продовольствие на первое время. Доставили слесарные инструменты и водоочистительную установку, а также медпрепараты, чтобы можно было развернуть медицинский пункт.
- Где разместится лагерь?
- Мы знали, что Иран создает 10 площадок для возможных потоков беженцев. А Иран уже несет бремя обслуживания беженцев - там до войны находились более 200 тысяч афганцев и иракцев. Мы помогаем принять новую волну беженцев. Сейчас в Керманшахе идут переговоры нашей делегации во главе с начальником департамента по внешним связям МЧС Валерием Шуйковым и руководителя Кризисного центра МВД Ирана господина Медани о разрешении работать в приграничной с Ираком буферной зоне. Там будет размещаться лагерь на 5 тысяч человек. Но не исключено, что лагерь мы организуем и на территории Ирака.
- А планирует ли МЧС развернуть лагеря в других провинциях и в других странах?
- Керманшах - это тот регион, где ожидается наибольший наплыв беженцев. Он ближе всего к Багдаду и к другим крупным городам. Работа по принятию беженцев возможна на юге в районе города Ахваз. Он расположен параллельно Басре, где идут бои, оттуда возможен исход беженцев через полуостров Фао. Так что не исключено, что на втором этапе там развернем лагерь и мобильный госпиталь. С развертыванием лагерей на севере Ирана, в Турции, Сирии и Иордании пока вопрос открыт.
- Сколько всего беженцев ожидается из Ирака?
- Пока нет точных данных о количестве беженцев. Во вторник мы ожидаем разрешения на поездку в буферную зону - в том числе для того, чтобы уточнить количество беженцев. Но пока поток беженцев не настолько велик. Нет молниеносной войны, и мужское население предпочло остаться в стране и сражаться в ополчении. Но все может измениться после штурма Багдада - вот тогда надо ждать крупных потоков беженцев как раз на шоссе Багдад-Керманшах. По прогнозам же Верховного комиссара ООН по делам беженцев, ожидается порядка 600 тысяч переселенцев (это только в первом эшелоне). Превентивная мера России в отношении беженцев очень высоко оценена властями Ирана, и это пример для агентств ООН и других государств действовать дальше. Подтверждение тому - аэродром в Керманшахе для своих самолетов с гуманитарным грузом используют Великобритания и Пакистан.
- Вы упомянули о втором и третьем этапах операции. Что планируется сделать?
- У нас есть целый пакет предложений: это аэромобильные госпитали, гуманитарное разминирование территорий, автотранспортные отряды, имеющие специальный статус, - они могут доставлять грузы в поддержку лагерей беженцев. Экологические последствия войны требуют проверки воздуха, воды, продовольствия. Могут пригодиться наши технологии тушения пожаров на скважинах, нефтеперерабатывающих заводах и транспортных объектах.