Выборы в Госдуму-2003 пройдут под аккомпанемент участившихся катастроф. Таков прогноз аналитических служб МЧС, попавший в распоряжение "НГ". Правда, главная чрезвычайная ситуация - думская предвыборная кампания - в ежегодном списке грядущих неприятностей и катастроф не учтена. Но именно благодаря ей разработанный ведомством Сергея Шойгу документ приобретает политическую окраску и определенный политический вес.
С большой долей вероятности можно предположить, что все обещанные россиянам ЧП в ближайшее время будут разыграны в большой предвыборной игре. В предвыборные и выборные года в России любая неприятность рассматривается прежде всего как шанс повысить свой рейтинг или опустить рейтинг соперника. И наверняка исполнительная власть будет придирчиво исследовать каждую чрезвычайную ситуацию или катастрофу: почти всегда в них можно найти пресловутый "человеческий фактор", а значит, использовать административный ресурс.
В этом смысле предсказания аналитиков МЧС должны радовать политических игроков: общее количество чрезвычайных ситуаций ежегодно увеличивается. В прошлом году общее число чрезвычайных ситуаций выросло по сравнению с 2001 годом на 24% (901 против более 1200 соответственно). В 2003 году эта печальная тенденция сохранится.
Особое опасение спасателей вызывает увеличение техногенных катастроф - техника по всей стране выработала свой потенциал. Изношенность технических сооружений, оборудования, жилья, а также недостаточный технический надзор и несовершенная в этой области правовая база подвели страну к так называемой "проблеме 2003". Исходя из этого спасатели готовятся к еще большему количеству воздушных аварий, а также возросшему числу прорывов газо- и трубопроводов.
Не меньше беспокойства доставит МЧС водный транспорт. Износ судового состава (60% транспортного флота отработали свой нормативный срок), а также нарушение правил перевозки грузов позволяют сделать неутешительный вывод - количество "водных происшествий увеличится".
Большими человеческими потерями для страны обернутся и автомобильные аварии. По статистике, для 14 человек из 100 пострадавших в ДТП оно заканчивается гибелью (эти же показатели в европейских странах - 5 человек из 100).
Далеко не радужное положение сложится и на объектах ЖКХ, а также в топливно-энергетическом комплексе. Как видят спасатели, в новый осенне-зимний сезон нормальное жизнеобеспечение населения вновь станет проблемой. Причину перебоев в энергоснабжении специалисты видят не только в уже традиционных авариях из-за износа теплосетей, а также дефицита энергоносителей, но и в халатности в подготовке к отопительному сезону местных властей. МЧС прогнозирует, что в 2003 году объекты энергетики вряд ли будут готовы к бесперебойной работе.
Не обещают специалисты МЧС улучшения экологической обстановки: оснащение опасных объектов средствами взрывопредупреждения идет крайне медленно. В связи с тем увеличивается риск выбросов в атмосферу пожароопасных и токсичных продуктов.
Много лет практически по всей стране не ремонтировались и не усовершенствовались плотины и водозаборы. В связи с этим с каждым годом увеличивается риск прорыва водохранилищ и опасность загрязнения бассейнов рек вредными продуктами. При этом, по мнению специалистов, программа страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций фактически не разработана. Поэтому, как считают в МЧС, необходимо ввести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.
Давать заблаговременный детальный прогноз по природным катаклизмам на территории России специалисты МЧС затрудняются. Тем не менее, известно, что из-за общей тенденции изменения климата возрастет количество экстремальных природных явлений - а это ухудшит и без того "чрезвычайную" ситуацию в стране. Возрастет опасность засух (особенно на юге) и лесных пожаров. Участятся "краткосрочные неблагоприятные явления" - аномально высокие или низкие температуры, сильные ветра и снегопады.
Особенно актуальным останется вопрос изучения изменений локального климата и локальных погодных условий, в особенности в крупных городах. Независимые от естественных погодных условий факторы могут трансформировать метеорологические процессы до совершенно непредсказуемых проявлений. И кто знает, не ждет ли нас небывало жаркий год - то ли из-за капризов природы, то ли из-за политических баталий.
Прогноз природных чрезвычайных ситуаций на территории России в 2003 г.
Вид ЧС |
Время |
Регион |
Наводнения |
весна-лето |
бассейны Амура, Урала и Лены, Северный Кавказ, Дальний Восток, Республики Коми и Якутия, Красноярский край, Чукотский и Ненецкий округа, а также Архангельская и Вологодская обл. |
Природные пожары |
апрель-октябрь |
южные районы Сибири, Дальний Восток и Забайкалье, Северо-Западный и Центральный регионы |
Землетрясения |
не определено |
Камчатка, Сахалин, Курильские о-ва, Восточная Сибирь, Саяны и Алтай, Северный Кавказ |
Смерчи |
июнь-июль |
Центральные районы европейской части России, морские побережья Кавказа |
Град |
не определено |
Северный Кавказ |
Оползни |
не определено |
Северный Кавказ, Ульяновская, Саратовская, Нижегородская и Ростовская обл., Алтайский и Краснодарский края, Мордовия, Дагестан, Карачаево-Черкесия |
Сели |
апрель-август |
Забайкалье, Дальний Восток, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария |
Лавины |
декабрь-май |
Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Камчатка, Сахалин |
Прогноз техногенных чрезвычайных ситуаций на территории России в 2003 году
Объект ЧС |
Количество ЧС в 2002 году |
Прогноз на 2003 год |
Возможные причины |
Железнодорожный транспорт |
Нет данных |
Не выше уровня 2002 года |
Изношенность подвижного состава и верхних строительных путей |
Воздушный транспорт |
41 |
Снижения аварийности не прогнозируется |
Выработанный ресурс авиапарка, нарушения правил эксплуатации, ошибки в управлении |
Автомобильный транспорт |
88 |
Снижения аварийности не прогнозируется |
Рост количества автотранспорта и ослабление дисциплины водителей |
Водный транспорт |
Нет данных |
Снижения аварийности не прогнозируется |
Износ судов, гидротехнических сооружений и навигационного обеспечения |
Трубопроводы |
51 |
Аварийность не превысит уровня 2002 года |
Брак строительно-монтажных работ; износ труб; хищения транспортируемых продуктов; теракты |
Жилищные, культурные и социальные объекты |
12 |
Положение ухудшится |
Увеличение аварийного жилья в стране; изношенность труб и бытового оборудования; самовольное подключение к газовым сетям |