Скандал вокруг неведомо как попавшей в свободный доступ абонентской базы компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) может привести к печальному для оператора результату. В ближайшее время на МТС может обрушиться лавина исков от частных граждан и организаций, возмущенных тем, что конфиденциальная информация о них стала общедоступной. По данным самой МТС, сегодня у нее 2,69 млн. абонентов только в Москве. И даже если каждый из них предъявит иск хотя бы на 1 тыс. долл., в сумме это составит 2,69 млрд. долл. - в 20 раз больше, чем чистая прибыль компании за прошлый год (чистая прибыль за 9 месяцев, по данным МТС - 84,3 млн. долл.)
Алла Борисовна? Здрасьте!
В компании надеются, что до судов дело не дойдет. "Наши клиенты в суд не подавали, - заявила "НГ" пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева. - И я думаю, что подобных исков не будет". Тем не менее исключить подобное развитие событий нельзя. Ведь среди клиентов МТС, чьи имена включены в "утекшую" базу данных, очень известные люди и организации.
Как утверждает Ева Прокофьева, "первичный анализ данных на дисках говорит о том, что на них содержится информация, которая не соответствует действительности". Тем не менее всего за полминуты можно узнать, например, телефон Аллы Пугачевой - вместе с домашним адресом (по прописке) и полными паспортными данными. Или контактные телефоны Филиппа Киркорова: на его имя проданы пять мобильных номеров, а прописка у звездной пары не совпадает. Еще полминуты, и на экране - номер сотового телефона Владимира Рушайло: правда, знатоки утверждают, что "это старый номер, которым Владимир Борисович пользовался еще в свою "рубоповскую" бытность". Полные данные на адвокатов Генри Резника и Анатолия Кучерену, кинорежиссера Никиту Михалкова, министра связи и информатизации Леонида Реймана (за которым числятся сразу шесть номеров), главу Минпечати Михаила Лесина (четыре номера) - поиск отнимает секунды.
"ИНН говорит о многом"
Как полагают юристы, любой из этих людей теоретически может обратиться к компании с иском о нарушении неприкосновенности частной жизни или о компенсации морального вреда. По словам адвокатов, "Гражданский кодекс формулирует условие компенсации морального вреда: "Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации указанного вреда". То есть необходимо доказать факт реальных физических или нравственных страданий и то, что именно утечка информации послужила причиной этих страданий".
Самые крупные иски (по некоторым оценкам, до миллионов долларов) могут предъявить абоненты - юридические лица: в базе МТС значатся их ИНН. Как утверждают профессиональные бухгалтеры, теоретически, если известен ИНН и есть доступ к базам данных (например, налоговой инспекции), можно выяснить суммы, поступающие в качестве налогов от плательщика, или добраться до служебных сведений Пенсионного фонда, или определить, какие средства фонд перечислил конкретному лицу или организации. "Налоговым органам ИНН говорит о многом", - заявила "НГ" руководитель отдела по связям с общественностью управления Министерства РФ по налогам и сборам по Москве Ольга Торчевская, однако отказалась отвечать на вопрос, может ли "рассекреченная" информация об ИНН пойти во вред налогоплательщику.
Абоненты-частники тоже могут обратиться в суд. Как считают источники "НГ" в ГУВД Москвы, никто не может дать гарантию, что, например, узнав домашний адрес человека, его не навестят грабители (а уж предсказать исход такого "визита" не берется никто). Или что недоброжелатели, зная все данные абонента, не подбросят ему на счет кругленькую сумму в долларах - чтобы потом обвинить в получении взятки.
Ищи, кому выгодно
"В моем договоре от 25 августа 2000 года МТС не берет на себя прямо обязанность сохранять недоступными сведения о моей личности. Поэтому и ответственность за утечку информации в договоре не предусмотрена, - заявил "НГ" московский адвокат, пожелавший сохранить анонимность. - Но существует такая формулировка: "Любая информация по договору предоставляется только абоненту или лицу с надлежаще оформленной доверенностью". Можно доказывать, что "информацией по договору" являются и мои личные данные, потому что в приложении к договору все они, в том числе паспортные, зафиксированы. А если вцепиться в слово "только", то можно доказывать, что компания должна была охранять эту информацию".
Правда, по словам адвоката, судебная практика противоречит теоретическим положениям законов: "Ни один российский суд не признает один лишь факт общедоступности информации о личности причиной реальных страданий. А сама компенсация (кроме причинения вреда жизни и здоровью и подобных случаев) и ее размер (во всех случаях) полностью отданы на усмотрение суда. Судебной практики взыскания сколько-нибудь существенных сумм компенсации в нашей стране не существует. Так что, думаю, абонентам остается смириться с тем, что их "посчитали", МТС трясти кадры, а конкурентам потирать руки. Не хочется ни про кого плохо подумать, но римские юристы говорили: "Ищи, кому выгодно".
Над ответом на этот вопрос и бьются сейчас сотрудники службы безопасности МТС, ведущей внутреннее расследование (по данным "НГ", структуры МВД к расследованию не привлекаются). По мнению пресс-секретаря МТС Евы Прокофьевой, источник утечки пока не установлен, вообще их "может быть несколько". "В телекоммуникации операторы живут по нескольким законам и постановлениям, - заявила Прокофьева "НГ". - В соответствии с документами стандартная практика в России состоит в том, что операторы передают в регулирующие и силовые ведомства информацию об абонентах в согласованном порядке. Формат, в котором появилась информация на компакт-дисках, не позволяет установить, кто, кому и в каком виде передавал сведения".
Столичные хакеры утверждают, что "она (база данных МТС. - "НГ") появилась, к примеру, на радиорынке в Митино еще до нового года". Одни полагают, что ее украли во время проведения операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке (известно, что в эти дни даже сотовые передачи были раскодированы, а сотрудники спецслужб могли получить доступ к серверам операторов). Их оппоненты говорят, что, вероятнее всего, речь идет об умышленной утечке: "Такие базы имеют столь высокую и многоуровневую степень защиты, что украсть их можно только случайно, а это почти невозможно".