В ближайшее время несколько должностных лиц, которые занимают высокие посты на Балтийском флоте, могут быть привлечены к уголовной ответственности за хищения военной техники. Этот факт выяснился в ходе предварительного следствия по делу одного из бывших военнослужащих Балтийского флота, арестованного 23 мая этого года в поезде на таможенном посту в городе Нестерове. При досмотре багажа одного из пассажиров - бывшего офицера, возглавившего после увольнения коммерческую фирму, сотрудники военной контрразведки и таможенники обнаружили приборы, используемые на подводных лодках и надводных кораблях ВМФ. Незадачливый "продавец" признался, что переправлял груз в Санкт-Петербург, где его должны были встретить покупатели.
Отставник сообщил военным следователям, что технику ему поставляли "друзья, занимающие высокие должности на Балтийском флоте". По документам оборудование и запасные части выписывались на ремонт и восстановление боевых кораблей, а на деле продавались. Незаконно полученный доход распределялся между преступниками в соответствии с долей участия каждого.
И это отнюдь не единичный случай. По данным военной прокуратуры Балтфлота, только в минувшем году ее сотрудниками раскрыто 33 серьезных преступления. У преступников изъято 150 единиц оружия, более 1100 единиц различных боеприпасов, около 50 детонаторов и взрывателей, более 40 килограммов взрывчатых веществ на сумму свыше 552 тысяч рублей. Сотрудниками прокуратуры флота разоблачены преступные группы, на счету которых хищения более 500 тонн горюче-смазочных материалов (ГСМ). Государству возмещен материальный ущерб на сумму свыше 6 миллионов рублей.
Всего же, по информации Генеральной прокуратуры РФ, только в минувшем году в отношении военных возбуждено более 23 тысяч уголовных дел, среди которых 432 случая растраты и присвоения имущества, 307 умышленных убийств, 341 разбой, 627 грабежей, а каждое второе преступление относится к категории особо тяжких.
Особую опасность при этом, по оценкам экспертов, представляют случаи хищения стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, которые затем используются преступниками. По данным прокуратуры, на бескрайних отечественных просторах затерялись около 54 тысяч единиц стрелкового оружия: только с начала этого года из Минобороны в МВД России поступили запросы на розыск 27 тысяч единиц. Этим арсеналом можно было бы в лучшие времена вооружить несколько мотострелковых дивизий.
Так, в одной из воинских частей Нижегородского гарнизона благодаря бесконтрольности со стороны командования предприимчивый начальник склада ракетно-артиллерийского вооружения более пяти лет беспрепятственно выносил и реализовывал стрелковое оружие и боеприпасы. На "боевом счету" начальника склада - 10 проданных автоматов, 9 пистолетов и более тысячи патронов, 5 прицелов ночного видения и т.д. А количество тротиловых шашек, штык-ножей, ручных гранат и биноклей исчисляется десятками.
И в прежние времена вокруг воинских частей всегда крутились темные личности, которые готовы были купить за бесценок все то, что выносили, как правило, вороватые солдаты и прапорщики за ворота воинских частей. Теперь, и это неоспоримый факт, масштабы изменились: хищение и сбыт оружия и техники в Российской армии сейчас поставлены на широкую ногу. В "деле" участвуют не только рядовые и прапорщики, но и офицеры, занимающие достаточно высокие посты в военной иерархии, которые как минимум закрывают глаза на действия подчиненных, а как максимум - обеспечивают их товаром в необходимых количествах.
Объясняется этот феномен куда как просто: как известно, у нас в стране рыночные отношения, поэтому спрос рождает предложение. Военные должны как-то содержать семьи, оплачивать "бесплатное" образование детей и содержать престарелых родителей. И потому вопрос, где дешево и оперативно разжиться "стволами", перед российской братвой не стоит.
Интерес у криминала вызывают прежде всего новые и новейшие образцы отечественного оружия. И поскольку вряд ли то, что власть в настоящий момент пытается сделать для военных, изменит их жизнь к лучшему, ситуация тоже вряд ли изменится: спрос - предложение; "стволы" - деньги - "стволы".
Где используется этот арсенал? По данным МВД России, за шесть месяцев этого года совершено около 7 тысяч преступлений с применением огнестрельного оружия, а за весь прошлый год - около 13 тысяч. Отчасти радует лишь одно: по оценке специалистов, только 50% похищенного оружия непосредственно используется для совершения преступления. Часто бандгруппы собирают его и хранят до подходящего случая, а порой похищенное оружие так никогда и не применяется...