Верховный суд Дагестана приговорил террориста Магомеда Ханова, организовавшего взрыв 4 сентября 1998 года на улице Пархоменко в Махачкале, к пожизненному заключению. Такой вердикт суда был заранее предсказуем: Ханов - исполнитель первого крупного теракта конца 90-х, последствия которого только через год затмили взрывы жилых домов в Буйнакске, Волгодонске и Москве.
Взрыв, прогремевший за полночь в выходной день, был настолько мощным, что проснулся весь город. Даже утром, когда еще не было доподлинно известно о произошедшем, но было понятно, что имел место сильный взрыв, люди гадали, что это могло быть. Говорили даже о том, что произошел незапланированный пуск ракеты "земля-земля" с одного из боевых кораблей Каспийской флотилии. В результате тогда погибли 18 человек, 160 были ранены, разрушено 28 домов. Материальный ущерб превысил 12 млн. рублей. Масштаб трагедии был бы куда больше, не помешай сильный дождь пожару, уже начавшему охватывать руины бывших домов на улице Пархоменко.
Когда же выяснилось, что речь идет о теракте, ни у кого не возникло сомнений в том, что это было очередное, уже десятое покушение на главу администрации Махачкалы Саида Амирова. Так что вчера Верховный суд в своем заключении только формально подтвердил первоначальную версию.
Обстоятельства самого преступления, и в особенности тот факт, что Саид Амиров в очередной раз остался невредим, вызывают и сейчас недоумение. Говорят, что преступники, замышляя акцию, начинили "уазик"-"буханку" примерно сотней килограммов тротила и подвели к нему зажженный бикфордов шнур. Учитывая, что в результате взрыва погиб водитель "буханки", делаются предположения, что он не знал о планах террористов. Предполагалось, что во время движения машины мимо дома Амирова его личная охрана, как она это делала всегда, остановит "уазик" для проверки. Однако вопреки обычаю охрана в тот день потребовала, чтобы микроавтобус побыстрее проехал мимо дома мэра. Отдалившись на 150-200 метров, адская машина взорвалась: догорел подожженный фитиль.
Следствие, правда, дает иную версию причин неудавшегося теракта: террористы неправильно рассчитали направление ударной волны, и она ушла в сторону от дома Амирова. Как сообщил гособвинитель Абдулхалим Халимов, летом 1998 года бывший директор Каспийского хлебозавода Магомед Ханов и Сиражудин Мухтаров договорились о найме сапера Виктора Мезенцева. Военнослужащий изготовил злополучное взрывное устройство, а в случае успешного завершения теракта Мезенцеву якобы было обещано 10 тысяч долларов.
Суд над Магомедом Хановым примечателен еще и тем, что он - последний из исполнителей теракта 4 сентября, который был осужден. Всего по делу о взрыве на улице Пархоменко проходили семь человек. Шестеро террористов были осуждены ранее, причем двое, как теперь и Ханов, получили пожизненные сроки заключения. А дело Ханова было выделено в отдельное производство в связи с тем, что он до мая 2001 года скрывался от следствия. Сегодня уже нет сомнений в том, что обнаружение после ареста первых подозреваемых по теракту на Пархоменко, еще одной "буханки" со 100 кг тротила на окраине Каспийска было делом рук если не Ханова, то организаторов покушения, с тем чтобы ввести следствие в заблуждение. Это подтверждается еще и тем, что сам Ханов, хотя так и не признал себя виновным, сообщил на суде, что он готовил "иные способы отмщения своим родственникам", не отрицая, что у него были политические мотивы для мести.
Процесс над Хановым завершился, но не закончилось дело по теракту на улице Пархоменко: до сих пор не наказаны еще его настоящие заказчики. Ведь трудно даже предположить, что заказчиками преступления были всего два человека. Саид Амиров, еще до того как стал главой администрации Махачкалы, зарекомендовал себя как принципиальный и бескомпромиссный политик, перешедший дорогу многим из тех, кто уже успел занять устойчивые позиции на дагестанском рынке. А после избрания мэром Махачкалы его политика стала еще более жесткой и прямолинейной. Неудивительно, что на сегодняшний день Саид Амиров пережил уже 13 терактов, и, как полагают наблюдатели в Махачкале, это еще не предел.
Успокаивает только то, что, зная о принципиальности Амирова, можно смело предположить, что все организаторы взрыва на Пархоменко будут наказаны. Вопрос только во времени - следствие продолжается. И не исключено, что среди найденных им организаторов теракта окажутся более весомые личности, чем бывший директор Каспийского хлебозавода...