Первые жертвы
Первое убийство из "ховринской" серии произошло 26 декабря 2001 года. Примерно в девять часов вечера один из жильцов дома # 28 на Фестивальной улице, возвращаясь с работы, обратил внимание на женщину, лежащую у торца дома. Женщина была мертва. А лужа крови возле ее головы свидетельствовала, что произошло убийство. Как установили позднее судебно-медицинские эксперты, смерть 42-летней Людмилы Прокоповой наступила от "удара тяжелым тупым предметом (предположительно обрезок водопроводной трубы или арматуры) в левую височную области головы". У женщины исчезла сумочка, в которой находились документы и примерно 500 рублей.
Тогда в милицейских отчетах это убийство не получило особого статуса. Кроме жителей близлежащих домов, мало кто знал о случившемся, а новогодние праздники и вовсе отодвинули трагедию на задний план. Вспомнили о ней спустя почти месяц.
25 января 2002 года примерно в 7.20 у дома # 28 на Петрозаводской улице патрульный наряд ОВД "Ховрино" обнаружил истекающую кровью 50-летнюю гражданку Австрии Елену Фейдлер. Больше суток реаниматоры боролись за жизнь пациентки, но несчастная умерла, не приходя в сознание. Елена Фейдлер приехала в Москву к матери, которая живет в Ховрине на Зеленоградской улице, и в то утро пошла в поликлинику. Убийца забрал у нее только дамскую сумочку с документами и незначительной суммой, оставив без внимания золотые украшения.
Охотник за рыжими дубленками
На этот раз известие об убийстве вышло за пределы соседних домов. Все сразу вспомнили прошлогоднюю трагедию, как две капли воды похожую на январскую, и убийство на Петрозаводской называли уже не иначе, как очередным. По Ховрину поползли слухи, люди заговорили о сексуальном маньяке. Со временем не без труда и помощи сотрудников милиции сексуальную составляющую удалось исключить, но разубедить людей в том, что все женщины стали жертвами маньяка, не удается и до сих пор.
В милиции тоже не могли не заметить сходства двух преступлений, но выделять их в серию не торопились. Не торопились милиционеры и с тем, чтобы как-то успокоить население. А преступления тем временем обрастали все новыми подробностями. Прошел слух, якобы маньяк охотится за дамскими сумочками, но эта версия долго не просуществовала. Затем заговорили о том, что маньяк неравнодушен к рыжему цвету (первая жертва была одета в полушубок рыжего цвета, вторая - в светло-коричневую дубленку). Население Ховрина начало медленно, но верно, по мере распространения слухов, менять цвет одежды. Выросло и число жертв. К середине февраля, по мнению местных жителей, их было уже четыре, и все - не то в рыжих дубленках, не то в светло-коричневых пальто. Действительность опровергла эти домыслы.
20 февраля около 21.00 у дома # 5 на Клинской улице собачники обнаруживают труп 64-летней Надежды Болотовой. Убийца настиг женщину буквально в десятке метров от ее подъезда и похитил кожаную дамскую сумку, в которой находились документы и около 600 рублей. Меньше чем через неделю, 26 февраля, - очередное преступление. Примерно в 23.00 у дома # 17 на Зеленоградской улице нападению подверглась 39-летняя Наталья Путилова (она, к счастью, осталась жива). Добыча преступника - все та же дамская сумочка с документами и 100 рублями. В отличие от предыдущих жертв Наталья Путилова была одета в синее пальто с синим же меховым воротником, но этот факт остался незамеченным, особенно на фоне того, что через день Ховрино потрясло новое убийство. 33-летняя Светлана Курина работала в кинотеатре и с работы возвращалась поздно. В тот вечер по дороге домой она зашла в супермаркет "Седьмой континент" на Фестивальной улице за продуктами: по одной из версий, преступник наметил жертву еще у магазина. До подъезда своего дома на улице Ляпидевского женщина не дошла каких-то 20 метров. Почерк убийства тот же, добыча - 1500 рублей в дамской сумочке.
В объятиях ужаса
С этого момента в разговорах жителей района число жертв "ховринского маньяка" начало увеличиваться в арифметической прогрессии. Люди говорили уже о десяти и более убийствах. Милиция отреагировала. Все ховринские преступления были объединены в серию, создан оперативный штаб, куда стекается вся информация, которая хоть как-то может помочь в поимке преступника. Любой относящийся к этому делу сигнал немедленно проверяется. Сотрудники милиции начали обходить жилой сектор в районе Петрозаводской, Зеленоградской и Клинской улиц, предупреждая жильцов об орудующем в районе грабителе. Круглосуточно не менее 250 милиционеров в штатском патрулируют район предполагаемого появления преступника, задействован резерв из числа милиционеров срочной службы.
В беседе с корреспондентом "НГ" начальник смены службы безопасности супермаркета "Седьмой континент" рассказал, что в конце февраля к ним пришли сотрудники милиции и рассказали о сложившейся в районе ситуации. "Мы и до этого слышали разговоры - многие из сотрудников живут в этом районе. Так что кое-какие меры предосторожности приняли уже давно. У нас ведь люди заканчивают работать и в десять вечера, и в полночь, а большинство сотрудников - женщины, так что провожаем кого до маршрутки, а кого и до дома, собака даже у нас большая есть. А уж когда официально заявили, то какие тут могут быть сомнения!" Сотрудницы супермаркета не скрывают волнения: "Боимся. Мы ведь живем тут, каждый день по улицам ходим. Да и те, кто не в Ховрине живет, тоже боятся". В разговор вступает еще одна сотрудница: "Я не здесь живу, но ночью с работы уходить все равно как-то не по себе. Поодиночке уже не ходим, собираемся по двое, по трое, кому по пути, и идем. И хорошо еще ребята из охраны провожают, а то хоть до утра оставайся".
В отличие от сотрудниц "Седьмого континента", прочие жители Ховрина чувствуют себя менее защищенными. "Мы же ничего не знаем, - говорит женщина, выгуливающая у подъезда маленькую беленькую собачку. - Кто чего говорит, а участкового я уже месяц не видела. А хоть бы и видела, что, он за мной с ружьем ходить будет? Так на всех участковых не напасешься. Раньше с собакой часов в девять, в десять гулять выходила, а теперь вот часов в шесть еще выйду и терпи до утра". Те же из собачниц, кто не смог приучить своих питомцев к непоздним прогулкам, стараются не отходить далеко от подъездов. Стоит такая женщина на пороге, дверь ногой придерживает, чтоб не закрылась, а собачка поблизости бегает. Две подружки лет 16-17 не скрывают негодования: "Знаете, как страшно! Я из колледжа поздно возвращаюсь, так отец меня аж у метро встречает. А милиции вообще не видно, как будто попрятались!" У ее подруги другая проблема: "На дискотеку теперь не походишь. Родители и раньше не в восторге были, а теперь и вовсе ничего слышать не хотят. Хотя я и сама не знаю, пошла бы или нет. Страшно..."
Портрет маньяка
4 марта случилось то, что внесло серьезные коррективы в ход расследования. Около девяти утра у дома # 17 на Зеленоградской улице преступник напал на 49-летнего Геннадия Липнягова. Преступник нанес ему несколько ударов металлическим прутом по спине и шее, после чего скрылся, не взяв ничего ценного. Мужчина отделался незначительными ушибами и переломом руки, который получил при падении. Но самое главное, пострадавший сумел разглядеть преступника и настолько точно описал его внешность, что милиционерам удалось быстро составить и распространить фоторобот. Милиционеры и до этого знали, что жертвы связывает отнюдь не цвет одежды. Просто так уж случилось, что коричневые дубленки встречаются в этом сезоне чаще других. Теперь же стало ясно, что для преступника не имеет значения и половая принадлежность жертвы: сыщики уверены, что все убийства совершались только с целью ограбления, даже если в сумочке жертвы было всего 100 рублей.
С тех пор как возле жилых домов, школ и магазинов появились портреты преступника, работы милиционерам резко прибавилось. Ежедневно в оперативный штаб поступают десятки звонков с сообщениями о предполагаемом преступнике. Каждый приходится проверять. Ежедневно милиционеры задерживают по нескольку человек и тщательно проверяют. На стенде дежурной смены службы безопасности "Седьмого континента" тоже висит фоторобот маньяка. По словам начальника смены, его сотрудники уже дважды передавали милиционерам похожих на преступника людей, но они были просто похожи.
Полторы недели прошло с момента нападения на Геннадия Липнягова, и вот 15 марта - новое убийство. Снова женщина, снова несколько ударов металлическим прутом по голове, и, как всегда, пропала сумочка, на этот раз с 200 рублями. Теперь преступник заявил о себе уже в Северо-Восточном округе. Через несколько дней - еще одно убийство там же и по тому же сценарию, затем - третье.
Может, нападение на мужчину было отвлекающим маневром? Или, что хуже, это был вовсе не "ховринский маньяк", а другой преступник, пытавшийся подражать убийце? Тогда получается, что вся московская милиция ходит с фотороботом незадачливого грабителя, в то время как опасный серийный убийца спокойно меняет "место работы". Хотелось бы, чтобы это оказалось не так. А пока полюс страха, кажется, смещается на восток...