Вовремя организованный скандал - такой же распространенный рекламный ход, как ролики на телевидении или билборды на улицах. И зачастую более выгодный: не нужно лишний раз тратиться - журналисты сами вцепятся в скандальные факты. Но скандал, в центре которого со дня на день может оказаться авиакомпания "Аэрофлот" - совсем другого свойства. По вине исключительно самого "Аэрофлота", действовавшего в лучших советских традициях, акция, задуманная как рекламная, в среду в одночасье превратилась в антирекламную.
Пока трудно предсказать, какие именно убытки может понести компания в результате собственных непродуманных действий и несогласованности работы своих служб. С уверенностью пока можно констатировать лишь одно: широкомасштабная рекламная акция "Аэрофлота" под названием "В Европу - за $99!" фактически провалилась. В связи с изменением расписания рейсов (о котором было известно заранее) часть пассажиров, купивших небывало дешевые билеты, в назначенные дни не смогли никуда вылететь. А возврат льготных билетов условия рекламной акции изначально не предусматривали.
...В начале октября на официальном Internet-сайте "Аэрофлота" появилась реклама сказочно выгодного предложения: любой желающий мог отправиться в Европу, заплатив за билет всего 99 долларов. Правда, купить его можно было только в собственных кассах компании и лишь в строго определенные дни. Например, 10 октября была возможность купить билет в Брюссель, 12-го - в Амстердам, 13-го - в Швейцарию. Кроме того, правилами акции не предусматривалось бронирование или возврат уже приобретенных билетов, равно как и изменение даты вылета после покупки авиабилета.
Однако оказалось, что строгого соблюдения условий льготной продажи компания ожидала только от пассажиров. Иначе трудно объяснить, почему к времени начала реализации билетов выяснилось, что часть из них уже продана - через круглосуточную кассу в аэропорту "Шереметьево-2" (которая, как признались в пресс-службе компании, не входила в список касс, продающих билеты в рамках рекламной акции). Дальше - больше: на днях "Аэрофлот" отменил сразу несколько рейсов на европейском направлении. В числе тех, кто не смог вылететь в назначенный день, оказались и участники акции "В Европу - за $99!".
Но если владельцы обычных билетов, купленных за полную стоимость, могли их сдать в кассы, то пассажиры с льготными билетами, согласно все тем же условиям акции, такой возможности не имели. Большинству из них пришлось изрядно поволноваться, когда представители "Аэрофлота", обзванивая их, извинялись и в телефонных беседах сообщали о произошедших изменениях. "Сегодня раздался телефонный звонок, и милый женский голос сообщил, что мой рейс отменен и компания готова предоставить мне место на следующем рейсе двумя днями позже",- заявил один из пассажиров Андрей Вешин. Впрочем, были и те, кому сотрудники компании дозвониться не смогли - они узнавали об отмене рейса лишь в аэропорту.
Как рассказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе компании "Аэрофлот", несколько рейсов, на которые среди прочих были проданы и 99-долларовые билеты, были отменены из-за перехода на зимнее расписание. "Дело в том, что детали работы, да и само расписание уточнялись до последнего момента, в силу чего и сложилась такая ситуация", - рассказали в "Аэрофлоте". Какие именно рейсы отменены, официальные представители компании уточнить не смогли, однако заметили, что никакого ущерба пассажиры не понесут. "Любой билет, в том числе и льготный, в случае переноса или отмены рейса можно вернуть в кассы, причем за полную его стоимость", - пояснили наши собеседники. Кроме того, как рассказали в "Аэрофлоте", "компания предоставляет пассажирам возможность отправиться любым другим ближайшим рейсом". Однако, как заявляют некоторые пострадавшие, "не в каждый самолет пускают с таким билетом". К тому же многие наверняка подгоняли свой график под уже не существующие рейсы и теперь могут лишь сожалеть, что связали свои планы с "Аэрофлотом".
Как заявила "НГ" специалист Конфедерации обществ потребителей Надежда Заморенова, "чтобы дать правовую оценку этого конфликта, нужно изучить полностью условия данной акции. А по тем обрывочным сведениям, которые есть у нас, я могу лишь сказать, что здесь не нужно даже обращаться к закону о правах потребителей - достаточно Гражданского кодекса. Там ясно сказано, что изменение любого договора в одностороннем порядке недопустимо и требует полной компенсации ущерба. А при покупке билета вы заключаете именно контракт - авиабилет является документом, удостоверяющим заключение договора на воздушные перевозки между пассажиром и авиакомпанией-перевозчиком. Перед покупкой билета обязательно ознакомьтесь с его условиями, поскольку в соответствии с международными правовыми нормами сам факт приобретения авиабилета означает, что пассажиру известны условия договора и он с ними согласен". Стоит отметить, что продажа билета является таким же подтверждением согласия перевозчика с условиями договора. Однако в случае с рекламной акцией "Аэрофлота" эта аксиома почему-то оказалась неверна.
Но самое удивительное в другом: несмотря на разворачивающийся скандал, "Аэрофлот", как заявляют в пресс-службе компании, "продолжает действие акции". При этом представители компании замечают, что неприятные "изменения затронули лишь небольшой процент пассажиров, которые приобрели билеты в рамках этой акции"...