Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов на пресс-конференции в Мурманске отказался говорить о предварительных результатах следствия. Он только заметил, что накануне приезда на Север встречался с президентом, и Владимир Путин сказал: "Нас интересует только истина". Но следствие пока, судя по всему, не слишком к ней приблизилось. Хотя процессы, произошедшие на лодке от взрыва практической торпеды (без боевой части) до второго взрыва, когда сдетонировали уже боевые торпеды, специалистами просчитаны до секунды.
После первого взрыва, как полагает главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, была отдана команда покинуть носовые отсеки. Именно поэтому в четвертом отсеке обнаружено больше моряков, чем размещалось там по боевому расписанию. Командир корабля Геннадий Лячин и практически все офицеры, находящие на центральном посту, погибли во время второго взрыва. Сам взрыв, по словам генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Игоря Спасского, длился пятую часть секунды. О силе взрыва говорит не только характер разрушений. Следователи находят не только тела, но и их фрагменты. Более того, следователи нашли в носовой части лодки взрывчатые вещества из боевых частей торпед.
Генеральный прокурор опроверг сообщение одного из своих подчиненных о том, что найдены записывающие устройства из 3-го и 5-го отсеков. Оказывается, такое устройство, как и некоторая документация, обнаружено только в 5-м отсеке, где находится аппаратная атомного реактора. А так как реактор в полном порядке, оно вряд ли может помочь в раскрытии тайны. В то же время главком ВМФ рассчитывает на обнаружение документов в 7-м и 8-м отсеках атомохода.
Особые надежды генеральный прокурор возлагает на трассологическую экспертизу: на корпусе лодки немало вмятин, и нужно определить, не следы ли это столкновений с подводной лодкой. Версия подводного тарана пока не исключается, особенно Владимиром Куроедовым. Он утверждает, что она по-прежнему носит "рабочий характер". Круглое отверстие на стыке первого и второго отсеков, которое наблюдали миллионы телезрителей во время демонстрации видеофильма Главной военной прокуратуры, оказывается, имеет искусственное происхождение: часть корпуса по просьбе главкома вырезали еще в прошлом году. Когда ее в интересах следствия поставят на место, многое прояснится, намекнул Владимир Куроедов.
До сих пор не ясен ряд других очень важных вопросов. Почему подводники не отстрелили аварийно-спасательный буй, кнопка запуска которого находится здесь же? Почему подводники из девятого отсека даже не пытались самостоятельно выйти из лодки? Кстати, извне подводникам ничем нельзя было помочь: под комингс-площадкой, на которую крепится водолазный колокол, все разрушено, и откачать воду из межлюкового пространства было невозможно.
Зато наконец-то внесена ясность в вопрос о подъеме в будущем году первого отсека. Отвечая на вопрос "НГ", Игорь Спасский подчеркнул, что ЦКБ "Рубин" разрабатывает проект подъема только фрагментов носовой части затонувшей субмарины. В данный момент пятьдесят конструкторов изучают поднятую лодку, чтобы определись список этих фрагментов. Проект будет готов в ноябре.
До сегодняшнего дня различными НИИ было изучено более 40 тонн ранее поднятых фрагментов лодки. Ответа на главный вопрос до сих пор нет. Не дала его и найденная во вторник в девятом отсеке "Курска" пластиковая бутылка из-под минеральной воды с запиской старшего мичмана Олега Борисова - подводника, чье тело подняли еще в прошлом году. По словам Владимира Устинова, она носит личный характер, и к тому же в ней не указано время написания.
Мурманск