0
1214
Газета События Интернет-версия

30.10.2001 00:00:00

Так берегись любви моей

Тэги: пети, балет, хореография


На премьеру вечера хореографии Ролана Пети были приглашены известные люди. В партере Большого театра яблоку негде было бы упасть, если б все они пришли. А если яблоко ненароком упало бы, то могло попасть, например, в Игоря Костолевского. Или в Михаила Швыдкого. А то и в председателя Конституционного суда Марата Баглая, сидевшего недалеко от председателя правления Пенсионного фонда Михаила Зурабова. И в гостей, приглашенных самим постановщиком: в Москву приехали интендант Парижской оперы Юг Галль, директор балета Оперы Брижитт Лефевр и любимая (как не устает повторять 78-летний Пети) жена маэстро, знаменитая балерина Зизи Жанмер. А вот до Юрия Григоровича случайно упавший фрукт ни за что не долетел бы: Юрий Николаевич скромно просидел весь вечер на барьере, окружающем партер...

Правду говорят, что подлинное искусство объединяет людей. В конце вечера зрительный зал в едином порыве - от VIP-персон до балетоманов, сидевших на балконе, - аплодировал балету "Пиковая дама" (и Шестой симфонии Чайковского с измененными темпами и переставленными частями). Этот страстный спектакль понравился больше, чем "Пассакалья" с ее конструктивистской хореографией. Вежливо-недоуменная реакция зала на "Пассакалью" понятна: не привыкли у нас к "высшей математике" постановок без сюжета, без декораций, основанных только на оркестре и хореографии (обычная практика во всем мире).

Плюс трудная массам музыка Веберна с отдельными точками аккордов, которые не пришьешь привычно ни к какому эмоциональному переживанию. Танцовщикам, мысленно отсчитывающим музыкальный ритм (чтобы не сбиться), пришлось нелегко: в рациональной "Пассакалье" надо было добиться каллиграфии танцевальной техники самой по себе. И резко отвыкнуть от "психологизма жеста", "школы переживания" и прочих штампов нашего балета.

Работа с французскими репетиторами явно пошла на пользу труппе. Одетые в белые шорты, с перевязанными белым запястьями и щиколотками, четырнадцать танцовщиков (шесть пар и два солиста) качественно балансировали между разными танцевальными стилями, умело собранными Пети в единое целое. Холодный гипертекст балета хореографически построен именно как пассакалья, то есть как вариации на одну главную тему. Это свойство, а также необходимую отрешенную механистичность замечательно уловила солистка Светлана Лунькина.

...Пети собрал мощную команду: и работа сценографа Жана-Мишеля Вильмотта, и костюмы Луизы Спинателли в "Пиковой" ошарашивают французским вкусом, выдержанным, как дорогой коньяк. Цветов мало: черный, серый, белый - и мириады оттенков красного в платьях женского кордебалета. Видение "Пиковой дамы" у Пети вообще оригинально. Города Петербурга нет. Есть камерное душное пространство для страстей человеческих. На заднике - три огромные карточные масти: трефа, бубна, пика. Черва появится позже - и разломится на кусочки, как разбитое сердце. Атмосфера, поначалу обманчиво сонная, мастерски сгущается по нарастающей, до кульминации в сцене последнего понтирования. И тогда изощренно поставленный вынос стульев лакеями - первый акт трагедии, массовый азарт игроков вокруг карточного стола и на столе - судьба-индейка, а картинный проигрыш - катарсис.

В балете два героя - Германн и Графиня. Их дуэты Пети назвал корридой. Николай Цискаридзе - Германн: профиль Наполеона, душа Мефистофеля, "на его совести по крайней мере три злодейства". Герой, байронически станцевав свои (несколько шаблонные, но виртуозные) соло и умертвив Графиню, сам гибнет от невзаимной любви к деньгам.

Я давеча писала, что публичные рассуждения Ролана Пети об открытии им новой балетной звезды в России - лишь рекламный ход. Беру свои слова обратно. Пети выполнил обещание, точно поставив танец на особенности конкретного дарования и вызвав встречный артистический порыв. Илзе Лиепа - Графиня, не убоявшись тусклой седины парика, черных высохших губ и мосластых кистей (эффект достигнут особым покроем рукавов платья), просто-таки брутально выразительна и в древних фижмах, и в домашнем неглиже. Как можно по-старушечьи сутулиться и одновременно по-змеиному извиваться - останется ее личной творческой тайной.

...Говорят, Пети так доволен результатом своей работы в Большом, что решил подарить театру (и солистам "Пиковой") свой знаменитый балет для двух танцовщиков - "Юноша и Смерть".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости