ВЧЕРА вечером вице-президент фирмы "Маммут" Ян ван Сеймерен должен был покинуть борт баржи "Гигант" - явный признак, что работы по заводке понтонов под тандем "баржа-атомоход" идут без эксцессов. Первый понтон был заведен в четверг утром, а к вечеру вчерашнего дня должны были закончиться работы по заводке второго понтона. Если "продув" обеих, как говорят моряки, "плавучестей" пройдет успешно и будет достигнута необходимая осадка сцепки "баржа-атомоход-понтоны", останется только еще раз все проверить и начать постановку "Курска" в плавучий док ПД-50.
Постановка в док возможна только по большой воде. В Кольском заливе прилив достигает максимальной отметки в 16.00. Очевидно, уже в субботу будет проведена первая попытка, а резервным днем станет воскресенье. Надо полагать, на флоте постараются завершить эту работу до понедельника, который суеверные моряки традиционно недолюбливают.
Пугающий многих жителей Росляково радиационный фон на месте работ и гибели атомохода тоже в норме. По мнению советника департамента Норвежского государственного управления по защите от радиации Ингара Амундсена и его коллеги Бьорна Линда, которые две недели провели в районе операции по подъему "Курска", "Баренцево море абсолютно безопасно для рыболовства". Учитывая, что повышение радиационного фона в море для норвежских бизнесменов "означало бы серьезные проблемы в бизнесе", норвежские экологи, "чтобы успокоить покупателей морепродуктов и не посеять панику на рыбном рынке", ежедневно передавали в СМИ своей страны данные о радиационной обстановке в "точке "Курска". По их данным, содержание цезия в донных осадках составляет менее 3 беккерелей, в рыбе - 1-2. Для сравнения: это намного меньше, чем в Норвежском, Балтийском и Гренландском морях, где уровень цезия достигает 20 беккерелей (до сих пор наблюдается "вклад" Чернобыля).
Тот факт, что Норвегия удовлетворена выполнением работ по подъему АПЛ "Курск", подтвердил со ссылкой на мнение замминистра иностранных дел Норвегии Турбьорна Норендала и генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский. При этом он подчеркнул, что участники операции в основном "уложились в сумму, отведенную для финансирования судоподъемных работ". Конкретную цифру академик не назвал, хотя и признался, что "речь идет о средствах, превышающих 50 миллионов долларов".
Но суммы требуются еще немалые. Кроме утилизации, на которую понадобится не менее 65 млн. долл., немалые средства выделяются на изучение причин гибели лодки. Уже сегодня в ЦКБ "Рубин" не успевают "отбиваться" от структур, которые проектировали или строили те или иные системы погибшей субмарины. При этом каждый считает своим долгом получить средства на "изучение поведения прибора в ходе взрыва" и представляет сметы, которые превышают реальные в несколько раз.
Мурманск