"IVO, MONTA! - Поднимайся, Иво!" Именно так в детстве кричала из окна мама, когда звала будущего кумира Европы и Америки домой. Тогда еще не было Ива Монтана, был Иво Ливи. Потом начинающий певец и актер решит создать себе псевдоним именно по мотивам материнского возгласа. Вероятно, это единственный откровенно трогательный факт в биографии Ива Монтана. Будучи французским артистом итальянского происхождения, он всю жизнь зависал где-то между обеими национальными традициями. Так и не удосужился приобщиться к галантной сентиментальности французов. Так и не использовал то, за что обычно любят и ценят итальянцев - открыто экспрессивный темперамент.
Ив Монтан, наоборот, становился особенно содержательным тогда, когда позволял себе быть абсолютно сдержанным. И обладал редким свойством - жить в создаваемом образе как в собственной шкуре. По-американски волевой, сильный человек из "Платы за страх" и кабаретно-аристократический Мефистофель из "Ночной Маргариты", и алкоголик-политик из "Красного круга", и благородный, вечно одинокий неудачник из "Официанта!" - все они одинаково органичны и "похожи" на реальных живых людей. Каждого из этих персонажей хочется назвать в качестве "визитной карточки" актера, хотя все они совершенно не похожи друг на друга.
Ив Монтан вырос в бедности и успел до начала артистической карьеры поработать и докером, и разнорабочим. Вероятно, этот период запал ему в душу навсегда, и поэтому у Ива Монтана потом так искренне и всерьез звучала социальная тема. Вероятно, по той же причине ему было так важно уяснить свои политические взгляды и отношение к социализму. Вероятно, потому же поиски совершенства и гармонии были особо актуальны для всего его творчества - и на эстраде, и в кино. С помощью совершенства своих образов Ив Монтан всегда поднимался над низменной и неприглядной стороной бытия. Его герои не умели, а вернее не желали, выглядеть раздавленными обстоятельствами. Ив Монтан не просто неуклонно становился звездой - он доказывал себе свое владение судьбой. Нетривиально понятая сила души была для Ива Монтана высшим проявлением таланта. Символично и то, что Ива Монтана интересовали всерьез только сильные женщины - Эдит Пиаф, Симона Синьоре.
В воскресенье в Музее кино в честь 80-летнего юбилея Ива Монтана покажут "Плату за страх" Анри-Жоржа Клузо - фильм, получивший Гран-при в Каннах в 1953 году.