Сегодня в 14.00 - а при благоприятном стечении обстоятельств несколько ранее - баржа "Гигант" с принайтованным к ее днищу "Курском" встанет на бочки на траверсе плавучего дока ПД-50, после чего начнется подготовка "тандема" к докованию. По расчетам, на это понадобится два-три дня.
В понедельник, уходя из района гибели атомохода, корабли Экспедиции особого назначения (ЭОН) отдали воинские почести погибшим морякам. Корабли выстроились в кильватерный строй на дистанции в 5 кабельтовых и, проходя над "точкой "Курска", опустили в воду венки, включили ревуны. Сразу после прохода кораблей в этом же месте прошла большая стая дельфинов. "Они тоже, - заметил командир ЭОН вице-адмирал Михаил Моцак, - прощались с нашими боевыми товарищами┘" Отдали дань памяти морякам-подводникам и водолазы судна "Майо". На дно Мурманской банки, где лежала субмарина, они опустили мраморную плиту с надписью о том, что они тут работали и что они подняли "Курск".
Затем корабли и суда - всего около десяти, как говорят моряки, "единичек" - перестроились в походный ордер, в центре которого разместился "Гигант". Первым идет малый противолодочный корабль "Брест", за ним следует буксир "Смит Сингапур", который и буксирует баржу, в его кильватере находится гидрографическое судно "ГС-87", которое производит радиационные замеры. Справа от ордера следуют "Петр Великий" и несколько буксиров СФ. Вчера вечером ордер подошел к Кольскому заливу, который с 10.00 вторника до 18.00 среды перекрыт для мореплавания.
Проводкой баржи по узкости занимаются лоцманы Морской администрации порта Мурманск. Это две группы (основная и резервная) по 3 человека, причем в каждой из них один лоцман в совершенстве владеет английским. Один лоцман "десантируется" на носовой буксир, ведущий баржу, второй разместится на кормовом, а третий будет держать связь с ними с борта "Гиганта". По словам специалистов, а они, кстати, заводили в Росляковскую губу и плавучий док ПД-50, в который поставят "Курск", это не самая сложная операция. Мурманские лоцманы имеют опыт проводки и более крупнотоннажных объектов.
11 и 12 октября под атомоход и баржу будут заводить понтоны. На заводку каждого из них отведены сутки. Потом систему "баржа-лодка-понтоны" обследуют флотские водолазы, которые замерят осадку. Если она превысит норму (что, как полагают специалисты, маловероятно), с "Гиганта" снимут лишнее оборудование. Постановка системы в док запланирована на 13 октября после 16.00, когда прилив достигает своей максимальной точки. Резервный день - 14 октября.
После того как система "баржа-лодка-понтоны" встанет в док, считается, что операция по подъему атомохода завершена и фирма "Маммут" выполнила условия контракта. А для страховки "Гигант" и оба понтона несколько дней простоят на рейде Рослякова. Потом понтоны, которые являются собственностью "Маммута", будут отбуксированы в Голландию. Когда док с поставленной в нем лодкой выйдет на поверхность на 2,5 метра, на корпус субмарины высадится передовая группа, чтобы взять пробу воды в реакторном отсеке. По результатам анализа будет принято решение о дальнейшем осушении лодки.
Вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов вчера утром улетел из Мурманска. По его словам, проделанная работа пока не дала новых фактов, проливающих свет на причины гибели "Курска". Вчера же отправились на родину президенты компаний "Маммут" и "Смит Интернэшнл" Франц ван Сеймерен и Нико Байс.
Мурманск