ВЧЕРА вице-премьер Илья Клебанов и главком ВМФ Владимир Куроедов прибыли на борт атомного крейсера "Петр Великий", откуда будут контролировать работы по заводке стрендов в технологические отверстия "Курска". Генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский и заместитель главкома ВМФ по вооружению Михаил Барсков будут заниматься этим же с борта судна "Майо".
Право принять решение о начале операции по непосредственному подъему "Курска" остается за компанией "Маммут". А так как контрактом никакие сроки не предусмотрены, голландцы не желают рисковать. И потому, дождавшись обещанной синоптиками благоприятной погоды, только вчера начали подводные работы.
Касаясь утверждений некоторых центральных газет о том, что "вся операция по подъему "Курска" - не более чем профанация", начальник пресс-службы СФ капитан 1 ранга Владимир Навроцкий заметил, что "вымыслов сейчас будет много, надо к этому относиться терпимо". В подтверждение своих слов он привел прошедшую в воскресенье репетицию постановки в плавучий док # 50 в поселке Росляково баржи "Гигант-4" с "притянутым" к ней атомоходом "Курск". Роль баржи с субмариной играл танкер "Дубна": с помощью буксиров его завели в док, предварительно опущенный на необходимую глубину.
Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов дал репетиции оценку "четыре с плюсом". Если и в реальной жизни операция пройдет отлично, из плавучего дока # 50 "Курск" будет перегружен в плавучий док # 42 и отбуксирован морем в Снежногорск - на судоремонтный завод "Нерпа", который занимается "разделкой" атомоходов.
На преодоление примерно 30-километрового "последнего пути" лодки потребуются сутки. Сколько времени займет утилизация, на заводе говорить не хотят: еще не готов проект разделки "Курска", разработкой которого занимается ЦКБ "Рубин", и нельзя ничего сказать о состоянии субмарины. Но, как утверждает исполняющий обязанности генерального директора "Нерпы" Александр Горбунов, "работы с "Курском" будут идти вне очереди".
В рамках реализации российско-американской программы "Совместное сокращение угрозы" (программа Нанна-Лугара) на заводе "Нерпа", занимающемся утилизацией списанных подлодок Северного флота, установлена американская гильотина "Харрисс". И на сегодняшний день из 109 выведенных из эксплуатации атомных субмарин СФ 44 уже утилизированы.
В основном это стратегические ракетоносцы второго поколения, сокращаемые в рамках Договора СНВ-1. С утилизацией лодок проекта "Курск" на заводе еще не сталкивались и ждут определенных сложностей. По словам главного инженера завода Ростислава Римденка, во-первых, до этого лодки доставлялись в Снежногорск буксирами. Во-вторых, заводу впервые придется работать с "мертвой" лодкой, у которой нарушены все системы жизнеобеспечения.
В-третьих, до сих пор в цех, где будет стоять поднятый атомоход, списанные лодки прибывали уже без активной зоны ядерного реактора - урановые стержни извлекали в другом эллинге. Но в Снежногорске прихода "Курска" не опасаются. Завод находится на берегу, а сам 16-тысячный городок выше уровня моря на 189 метров. А поселок, на месте которого вырос городок, не зря назывался Вьюжным: в течение суток даже при полном штиле тут происходит шестикратный обмен воздуха. По словам главы администрации ЗАТО Снежногорск Юрия Юрлина, средний радиационный фон на заводе не превышает 15 микрорентген в час, а в городе - 10-11 микрорентген.
Никаких иностранных наблюдателей на завод в период утилизации "Курска" допускать не собираются, но отчеты по радиационной безопасности на "Нерпе" обещают предоставить по первому же требованию. После того как "Курск" останется без активной зоны, реакторный отсек и два смежных с ним (для положительной плавучести) загерметизируют и отправят в залив Сайда-Губа в отстойник, где он будет ждать своей очереди на окончательную утилизацию. А все прочее, что останется от "Курска", пойдет под гильотину, которая превратит многотонные стальные конструкции субмарины в тонкие железные "лепешки".
Снежногорск-Мурманск