- АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ, как "Беллуна" оценивает экологическую ситуацию на "Курске" и, скажем так, вокруг него?
- Если судить по бумагам и заверениям официальных лиц, все хорошо. Но мы постоянно думаем о тех проблемах, которые могут возникнуть в ходе самой операции по подъему атомохода. Мы до конца не уверены в том, что первый отсек отделен. А если наши сомнения оправданны, будут проблемы и с самим подъемом. В принципе, конечно же, хотелось бы надеяться, что технические проблемы будут решены и операция пройдет успешно.
Потому что если "Курск" не поднимут сегодня, то его не поднимут уже никогда. Возникает слишком сложная ситуация. И от подъема лодки в случае неудачи сегодняшней операции, полагаю, откажутся навсегда.
- Уже известно, что первый отсек полностью поднимать не будут. Поднимут только некоторые фрагменты, которые, по заявлению академика Спасского, помогут определить причины гибели лодки.
- Что касается причин катастрофы, то все эти маневры вокруг первого отсека меня более чем смущают. Я считаю, что правды мы никогда не узнаем. Возможно, им достаточно и отдельных фрагментов, но я думаю, что они все уже знают. Почему взорвалась торпеда, кто и что там делал, как развивались события┘ Скорее всего им нужно лишь уточнить некоторые моменты. Но это не значит, что об этих моментах узнаем мы.
Если бы первый отсек поднимали вместе с лодкой, все было бы на виду. Многие своими глазами увидели бы многие вещи, которые власти не хотят показывать. Поэтому отсек и решили оставить на дне. А фрагменты тихо поднимут. И никто лишний к этому допущен не будет: фрагменты первого отсека поднимут без участия иностранных специалистов. Как говорят, и концы в воду.
- Вы приехали в Мурманск для презентации очередного доклада "Беллуны" "Атомная Арктика". Как я понимаю, русскую версию доклада профинансировал норвежский МИД?
- У "Беллуны" достаточно много источников финансирования. В том числе часть денег идет и от правительства. Это касается вообще всех норвежских общественных организаций. Деньги, которые мы получили, пошли на исследовательские работы, поездки, консультации, издание самого доклада.
- Один из разделов доклада посвящен состоянию атомных объектов, в первую очередь атомных подводных лодок Северного флота. Меняется ли ситуация? Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, к примеру, утверждает, что с этого года не менее 16 атомных субмарин будут утилизировать ежегодно┘
- Конечно, за последнее время тенденция к улучшению есть. Потому что все на виду и очень много людей об этом говорят. До того как мы в 1996 году издали свой первый доклад, об этом вообще все молчали. Что касается утилизации лодок и приведенных вами цифр, то надо разобраться, что это за лодки. Цифры здесь абсолютно ни о чем не говорят. Мы, кстати, в последнем докладе об этом говорим. Часть лодок разделывают по программе "Совместное сокращение угрозы" (CTR), которая финансируется американцами в рамках реализации Договора СНВ-1. Часть лодок утилизируется за счет средств российской стороны.
Но мы оцениваем ситуацию не с точки зрения договоров и военных проблем, а с точки зрения экологической безопасности: что разделывается, кто разделывает, как это делается и что нужно делать в первую очередь. Проблема в том, что самые старые, самые экологически опасные лодки первого поколения до сих пор стоят и не утилизируются.
- Насколько влияет на эту проблему закрытость Северного флота, недоступность для независимых экспертов флотских ядерных объектов?
- Флот как военная структура имеет свои тайны, это естественно. Но мы, то есть "Беллуна", говорим о флоте как о потенциальном источнике экологической опасности. Все, что касается этой стороны, по нашему мнению, должно быть открыто и прозрачно. И тут ничего не изменилось. Есть пресс-секретари, есть пресс-службы, но то, что они говорят, или не соответствует действительности, или же они говорят так замысловато, что ничего понять невозможно. А эксперты - это специалисты, которых интересуют конкретные вещи. Но они не имеют от флота необходимой для анализа информации.
Мурманск