КАК И ПРЕДПОЛАГАЛА "НГ" (несмотря на поспешные категорические заявления некоторых российских политиков), большинство бывших советских республик предложили Соединенным Штатам использовать их воздушное пространство и инфраструктуры в предстоящих военных действиях по разгрому террористических формирований в Афганистане. О готовности предоставить свои авиабазы заявили Узбекистан, Казахстан, Киргизия и даже Грузия. Лишь Туркмения подтвердила традиционный нейтралитет. Каковы же плюсы и минусы создания группировки вооруженных сил США и их союзников на территории центральноазиатских государств?
Рассмотрим сперва возможность перебазирования крупных масс американской ударной авиации. На пути осуществления этих замыслов стоит несколько труднопреодолимых препятствий. Начнем с того, что оперативная емкость большинства среднеазиатских аэродромов невелика. В советские времена в Центрально-Азиатском регионе было не так уж много авиационных частей и соединений, поскольку гипотетические противники не располагали мощными военно-воздушными силами. Некогда в непосредственной близости от афганской границы дислоцировались дивизия истребителей-бомбардировщиков (базировалась на Мары, Туркмения), полки авиации ПВО близ Ашхабада и Андижана (Узбекистан), части фронтовой авиации в Чарджоу (Туркмения), Кокайды, Карши, Чирчике (Узбекистан). Большой учебный центр по переучиванию летного состава имелся в Красноводске (ныне Туркменбаши). В ходе афгано-советской войны 1979-1988 гг. для ударов по вооруженным формированиям моджахедов ВВС СССР действовали в основном с аэродромного узла Мары (бомбардировщики Ту-16 и Ту-22), авиабаз Карши и Кокайды.
Однако незначительная емкость бывших советских аэродромов - еще не самая главная трудность для авиации США. Далеко не бедное по меркам десятилетней давности советское авиационное наследство находится на сегодняшний день в весьма жалком состоянии. Как правило, взлетно-посадочные полосы, магистральные рулежные дорожки и стоянки требуют капитального ремонта. Радиотехническое и светотехническое оборудование выведено из строя и разграблено, силовые и сигнальные кабели выкопаны и сданы на металлолом. Но даже если бы аэродромное оборудование было исправно, то оно не соответствует американским стандартам и, естественно, требует замены.
Наконец, для действий авиации в течение длительного времени требуется создание немалых запасов средств поражения, авиационного топлива, сжатых и сжиженных газов. Перебросить такой объем грузов по воздуху даже с немалыми американскими военно-транспортными возможностями практически нереально. Остается только гипотетическая перевозка по железной дороге, что связано с множеством дипломатических и разного рода иных преград. Поэтому от данной идеи сразу можно отказаться как от неосуществимой. Немаловажным для американцев является и то обстоятельство, что на среднеазиатских аэродромах отсутствуют даже минимально необходимые бытовые условия для жизни летного и технического состава.
Таким образом, минусы более чем существенны. Представим, что надо сделать для того, чтобы создание группировки ВВС США в Центральной Азии стало реальностью. Для начала надо "выбросить" на аэродромы ремонтно-восстановительные бригады для приведения взлетных полос в боеготовое состояние, затем перебросить инженерно-аэродромные и аэродромно-технические части и подразделения с необходимым комплектом техники и вооружения, после этого приступить к доставке материальных средств и только потом начать приемку самолетов, создав перед этим, естественно, условия для жизни и отдыха летного состава. Только перечисление предстоящих мероприятий способно вызвать приступ сильнейшей головной боли и озабоченности у специалистов.
Не меньшие, если не большие проблемы будут стоять на пути создания крупной общевойсковой группировки. Труднопреодолимые преграды объективного характера и здесь перевешивают все возможные преимущества. Надо полагать, все это в необходимых подробностях известно и американцам. Поэтому создания значительной группировки ВВС (сухопутных войск) в Средней Азии не будет.
Теперь о немногих плюсах. Наибольший интерес для Соединенных Штатов представляют аэродромы, расположенные на территории Узбекистана (в частности, Кокайды), поскольку они находятся в наибольшей близости от афганской границы. На этих авиабазах могут быть развернуты немногочисленные контингенты американских и английских "рейнджеров", части ведения радиоразведки, подразделения беспилотных летательных аппаратов (типа "Предатор") для наблюдения за территорией Афганистана.
Помимо всего прочего, на узбекских авиабазах будут в обязательном порядке размещены силы и средства поисково-спасательной службы. Без этого американцы не начинают воздушные операции, а близость среднеазиатских аэродромов к афганской границе позволит ПСС ВВС США быстро реагировать на возможные нештатные ситуации и принять все необходимые меры, чтобы выручить из беды экипажи сбитых самолетов и вертолетов.
Этим, по всей видимости, и ограничится использование инфраструктуры среднеазиатских республик. Оно могло быть гораздо большим (к немалой выгоде государств региона), если бы не безответственное разрушение в свое время наследия Вооруженных сил Советского Союза.