-Насколько вы уверены в успехе операции по подъему "Курска"?
Ларс Уалдер: Мы абсолютно уверены в успехе этой работы. Есть только один фактор, которому мы не подвластны, - это погода. Если будет хорошая погода, мы завершим операцию. Если нет, мы будем слушать мнение заказчика. Но все решают наши люди: можно проводить работы или нет.
- До сих пор существуют сомнения насчет первого отсека лодки, нет полной уверенности, что он отделен от основного корпуса┘
Ларисса ван Сеймерен: Наши эксперты, которые находятся на борту судна "Майо", утверждают, что первый отсек отрезан. Но, поскольку лодка глубоко ушла в грунт, четкую и ясную картину получить очень трудно. Специалисты же делали свои выводы по таким параметрам, как натяжение пилы, работа механизмов и т.д. Дело в том, что мы занимаемся такими работами не первый год и имеем значительный опыт.
- Но эти работы проходили не на глубине?
Ларисса ван Сеймерен: До этого - да. Но сейчас мы работаем с компанией "Смит Интернешнл", которая такой опыт имеет. Мы же имеем опыт "точечных" работ, когда объект нужно крепить через совершенно конкретные "точки", как это происходит на корпусе подлодки. Просто мы никогда ранее не работали со столь большими объектами.
Ларс Уалдер: У нас более чем полуторавековой опыт подводных работ. Мы, пожалуй, самая крупная компания, которая занимается спасательными подводными работами. Мы сейчас занимаемся подъемом японской шхуны, протараненной американской субмариной и находящейся на глубине, в шесть раз превышающей ту, на которой лежит "Курск". Хотя, конечно же, сегодня приходится использовать и уникальные методики. К примеру, в днище баржи "Джайэнт-4" пришлось делать отверстие для рубки "Курска", это совершенно уникально. В мировой практике такого еще не было.
- Руководство "Маммута" утверждает, что реактор "Курска" заглушен. Эта уверенность основана на оценках специалистов компании?
Ларисса ван Сеймерен: В мониторинг радиационной ситуации вовлечены несколько структур. Во-первых, это авторитетное независимое английское агентство "Джон Ларч", занимающееся проблемами радиационной безопасности, во-вторых, это данные Международного фонда подъема "Курска", в-третьих, это оценка ЦКБ "Рубин". И, конечно же, норвежские эксперты. Все они утверждают - реактор заглушен.
- А если говорить о боезапасе?
Ларисса ван Сеймерен: Это как и с реактором. Если бы мы не были уверены в безопасности работ, мы просто никогда не взялись бы за эту работу. Мы должны прежде всего думать о безопасности людей, которые в этих работах заняты.
Ларс Уалдер: Эксперты просчитывали все возможные ситуации. Никакого взрыва быть не может.
- В том, что "Маммут" пошел на подъем "Курска", больше финансовой заинтересованности или речь идет в первую очередь о желании воспользоваться уникальной рекламной кампанией?
Ларисса ван Сеймерен: Конечно же, это неплохая, мягко говоря, реклама. Пресса всего мира наблюдает за ходом этой операции. Но сначала нужно поднять лодку. Что касается прибыли, выгоды, то мы об этом никогда не говорим. Этот вопрос не обсуждается.
- Застрахованы ли все эти работы?
Ларисса ван Сеймерен: Да. Мы всегда работаем с лондонской страховой компанией "AON". И "Маммут", и "Смит Интернешнл" уже много лет сотрудничают именно с этой компанией.
- А каковы ваши не профессиональные, а личные ощущения от операции по подъему атомохода?
Ларисса ван Сеймерен: Теперь, когда я приехала в Мурманск, все стало мне гораздо ближе. Когда я общалась с участниками операции, они говорили, что поднимают не просто утонувшую лодку, они поднимают со дна погибших в лодке людей. Они надеются, что, если поднимут лодку и тела, для родных погибших моряков это будет очень важно.
Ларс Уалдер: Для нас это не просто работа. Я говорил с людьми, которые были на "Майо" 12 августа, в годовщину трагедии. Водолазы - это сильные, далекие от сентиментальности ребята, но тут я видел, что эту беду они пронесли через сердце.
Мурманск