В ПОНЕДЕЛЬНИК в Страсбурге открылась очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. В программе ее работы обсуждение ситуации в Грузии, Украине, Македонии, рассмотрение вопросов о структуре, процедуре и средствах Европейского суда по правам человека и о выполнении принимаемых им решений, а также дебаты на тему "Безопасность городов и предупреждение преступности". В первый день работы сессии Комитет министров СЕ и ПАСЕ на своем совместном заседании заслушали доклад об обстановке в Армении и Азербайджане. В среду ассамблея в порядке срочных дебатов рассмотрит проблему международного терроризма. А в четверг, в предпоследний день работы, на сессии будет обсуждаться "чеченский вопрос". В преддверии этого, в минувшие пятницу и субботу, в Страсбурге под председательством генсека ПАСЕ Бруно Аллера прошел консультативный семинар по обсуждению путей политического урегулирования чеченского конфликта, организованный совместной рабочей группой "Дума-ПАСЕ" по отслеживанию ситуации в Чечне, сопредседателями которой являются лорд Фрэнк Джадд и председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Рогозин.
Одним из наиболее примечательных событий как на семинаре, так и на всей сессии ПАСЕ стало обращение к европейским парламентариям со стороны лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, в котором он заявил о приостановлении всех контактов с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. Масхадов, которому вчера, кстати, исполнилось 50 лет, обвинил СЕ в том, что его действия "не привели к приближению политического решения российской агрессии против чеченского государства и способствовали ухудшению основ для политического диалога". Это заявление было доведено до лорда Джадда. В связи с этим Дмитрий Рогозин заявил, что отказ Масхадова от самой идеи политического урегулирования говорит, что все его шаги построены на блефе и страхе перед экстремистами типа Хаттаба и Басаева.
На самом деле истинная мотивация решения лидера сепаратистов лежит в таких его словах: "Совет Европы открыто способствует достижению Россией одной из ее основных стратегических задач - превращение исключительно российско-чеченской проблемы в какую-то мистическую внутричеченскую". Видимо, Масхадов догадывался, что именно произойдет в Страсбурге и в чем ни в коем случае не должны участвовать его представители, кстати, приглашенные во Францию. Как сообщил "НГ" секретарь группы "Дума-ПАСЕ" с российской стороны Абдул-Хаким Султыгов, несмотря на заявление Масхадова, в работе консультативного семинара участвовали если не его официальные представители, то люди, отражающие точку зрения той стороны, - это Липхан Базаева, представляющая чеченский "Мемориал", Руслан Бадалов, один из организаторов, известных своими требованиями о переговорах с Масхадовым, голодовок в Ингушетии, и другие. На семинаре в Страсбурге принято решение создать общественный консультативный совет по выработке путей политического урегулирования. В отличие от консультативного совета при главе администрации Чечни Ахмате Кадырове новый орган будет равноудален от всех противостоящих сторон, и в него войдут в том числе "масхадовцы" - например, депутат парламента Чечни 1997 года Ваха Дакалов. Это решение было поддержано и членом Совета Федерации от Чечни Ахмаром Загаевым, и главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе Бисланом Гантамировым, фактически представляющим на семинаре российскую президентскую власть.
Консультации по поиску политического решения в новом органе будут проходить под эгидой группы "Дума-ПАСЕ". В октябре лорд Джадд все-таки надеется совершить сорванную терактами в США поездку в Чечню. В ноябре пройдет следующая аналогичная встреча, а на конец года намечена еще более представительная конференция. Однако, конечно, не все так гладко, и говорить о начале политического урегулирования более чем преждевременно. В данном случае непримиримую позицию занимают не только лидеры сепаратистов, но и руководители ПАСЕ. Например, председатель ассамблеи лорд Рассел-Джонстон и раньше угрожал России пересмотреть решение о восстановлении ее прав в ПАСЕ, и теперь не видит в Чечне никаких значительных улучшений в области соблюдения прав человека и обещает сохранить критическое отношение к действиям российских властей. Спецпредставитель президента РФ Владимир Каламанов, напротив, заявил, что СЕ признал удовлетворительной работу по защите прав человека в Чечне. Как бы то ни было, и этим как раз остался недоволен Масхадов, в Страсбурге Россию критикуют и будут критиковать за что угодно, но только не за отказ от переговоров с сепаратистами.
В это время в Чечне возобновился проезд гражданского автотранспорта через блокпосты федеральных сил. Режим "стоп-колеса", действовавший по всей республике в течение недели, отменен, по официальным заявлениям, в связи со стабилизацией обстановки. Одновременно российские военные и правоохранительные органы в эти дни как никогда часто заявляли об успешных спецоперациях. Уничтожены двое боевиков, причастных к убийству в июне главы администрации селения Гехи Урус-Мартановского района. В Аргуне задержаны 3 боевика, в том числе Магомед Исрапилов, числящийся в розыске по линии Интерпола с лета 1996 года. Здесь же, в Аргуне, задержан местный житель, у которого, как заявили в УФСБ РФ по ЧР, обнаружена "схема нанесения ударов по зданию Всемирного торгового центра в США самолетами, захваченными террористами". Еще один главарь боевиков - Адам Умаров задержан в Наурском районе. Но наиболее крупная операция была проведена в Шелковском районе - в результате артиллерийских ударов по лесным массивам уничтожено более 10 боевиков.