СЕГОДНЯ утром, по данным представителей компании "Мамут", баржа "Джайэнт-4" должна выйти из норвежского Киркинеса и взять курс в район гибели атомохода "Курск". Расчетное время буксировки баржи к заданной точке, по словам начальника пресс-службы Северного флота Владимира Навроцкого, составляет не более 30 часов. Что касается даты непосредственного подъема субмарины, то в "Мамуте" говорят о 27 сентября.
Двухдневная задержка (вице-премьер Илья Клебанов ранее утверждал, что дата подъема лодки - 25 сентября) самого важного этапа операции связана, по всей видимости, с неясностью в отношении первого отсека. Нет полной уверенности, что удалось отрезать его вплоть до килевой дорожки, проходящей по днищу лодки. Скорее всего выяснить это удастся только при подъеме атомохода. И тогда "запасные" сутки уйдут на полное отделение первого отсека.
Совпадение или нет, но именно 27 сентября в Мурманске пройдет презентация очередного доклада норвежской экологической организации "Беллуна" "Атомная Арктика: проблемы и решения". Для участия в этом мероприятии в город прибудут руководитель "Беллуны" Нильс Бемер и возглавляющий питерский филиал организации Александр Никитин.
Если подъем будет завершен успешно, буксировку тандема "баржа-атомоход" возьмут на себя четыре буксира. По мнению специалистов, скорость буксиров составит примерно 4 узла. У входа в Кольский залив скорость снизится до 1,5-2 узлов, а на борт баржи и двух буксиров поднимутся лоцманы Мурманского морского пароходства. Шесть наиболее опытных лоцманов (в том числе и запасные) находятся в постоянной готовности. По мнению исполняющего обязанности капитана Мурманского торгового порта Александра Дмитриева, эта задача для моряков не является сверхсложной: "Наши лоцманы не раз проводили в порт крупнотоннажные суда с большой осадкой и плавучие доки. Так что опыт у них огромный. Кольский залив широкий, с большими глубинами, в случае с буксировкой "Курска" на предельные глубины мы не выходим".
После постановки лодки в док, ее осушения и исследования специалистами по радиационной безопасности в атомоход через штатные люки войдут военные юристы. Группа из 36 человек будет разбита на подгруппы, в состав каждой из них войдут два следователя, флотский специалист, знающий данный проект лодок, и двое понятых. В каждом отсеке будет работать отдельная подгруппа.
В Главной военной прокуратуре даже разработана специальная методичка по проведению первичных следственных действий на "Курске". Как полагают юристы, с учетом разрушений и завалов на эту работу могут уйти недели.
Мурманск