В ТЕЧЕНИЕ всего вторника российские официальные структуры подводили итоги минувшего более чем бурного дня в Чечне. Главные выводы из их заключений состоят в том, что, во-первых, реальной картины о ситуации в воюющей республике составить практически невозможно и одни источники наперебой противоречат другим, а во-вторых, после "черного понедельника" заявления запинающихся военачальников о неспособности чеченских боевиков организовать широкомасштабное сопротивление федеральным силам остаются, мягко говоря, абсурдными. Тем не менее, как и предполагала "НГ", российские военные в сложившейся ситуации не сдадут боевикам не только крупного города, но и какой-либо одной конкретной позиции, какие бы потери при этом ни несла федеральная группировка. В случае с отбитой попыткой сепаратистов напасть в понедельник на Гудермес погибли 10 военнослужащих внутренних войск и милиционеров, 11 человек ранены. По официальным данным, уничтожены 15 боевиков. К утру вторника операция по нейтрализации боевиков в Гудермесе была завершена, он полностью контролировался федеральными силами, что неудивительно - во второй по величине чеченский город были введены дополнительные силы Минобороны. По некоторым данным, были задержаны около 400 подозреваемых в причастности к бандформированиям. Одновременно активные оперативно-разыскные мероприятия проводились практически во всех селениях республики.
Что же на самом деле происходило в Гудермесе, слушая российских официальных представителей, установить невозможно. Глава МВД РФ Борис Грызлов подтвердил факт боестолкновения с подразделением боевиков из 300 человек, которые произвели попытку нападения на административные здания. Прокурор Чечни Всеволод Чернов опроверг сведения о сотнях просочившихся в город боевиков и сказал, что наибольшая группа бандитов состояла из 10-15 человек, а в остальных местах действовали по 3-5 человек. При этом "никаких военных целей нападение не преследовало". Говоря о причинах событий в Гудермесе, Борис Грызлов высказал мнение, что это "вопрос действия паспортной системы". По его словам, на территории Чечни находится большое количество людей, не имеющих удостоверения личности, ведущих мирный образ жизни только днем и ждущих условного сигнала, чтобы взяться за оружие. Глава администрации Чечни Ахмат Кадыров, в свою очередь, обвинил в случившемся силовые структуры и призвал их к ответственности. По его данным, атаковавшие Гудермес боевики въезжали в город на автобусах, а утром во вторник свободно ушли. В это время мирные жители не могут свободно передвигаться по республике.
Но, конечно же, самым болезненным ударом боевиков в понедельник стала гибель высших офицеров Генштаба ВС РФ в сбитом над Грозным вертолете Ми-8. Первые сообщения о том, что вертолет упал в Ханкале, не подтвердились, но где именно он был сбит, так и не прояснилось - по одним сведениям, в районе грозненской площади Минутка, по другим - над поселком Мичурина. Точно известно лишь, что машина взлетала с территории Дома правительства. На ее борту находились генерал-лейтенант Анатолий Поздняков, генерал-майор Павел Варфоломеев, восемь полковников Генштаба и экипаж из трех человек. По словам председателя правительства Чечни Станислава Ильясова, с которым офицеры и встречались перед гибелью, в ходе их беседы были согласованы проекты документов о выработке механизма взаимодействия между командованием ОГВ и гражданскими властями ЧР - кстати, это одна из ключевых проблем политического урегулирования чеченского кризиса, о необходимости которого сейчас так много говорится. Ильясов сообщил, что в этом направлении были очень хорошие наработки, которые должны были лечь на стол президента России.
Но в этой трагедии есть и другая сторона. Ильясов убежден, что террористы не знали, кто находится на борту вертолета, и это "мог быть любой из нас, мы постоянно летаем по этому маршруту". Вчера, по сообщению Интерфакса, впервые с момента начала антитеррористической операции над Грозным не летали вертолеты, а правоохранительные органы выясняли, откуда в город попали зенитные комплексы и есть ли они у боевиков еще. На самом деле, и в этом корреспондент "НГ" неоднократно убеждался лично, вертолеты, садящиеся среди руин рядом с Домом правительства в Грозном, представляют собой очень хорошую, особенно с учетом находящихся на их борту высокопоставленных чиновников, цель для боевиков. Причем такие цели появляются в небе над столицей по нескольку раз в день - и республиканские руководители, и военачальники передвигаются по Чечне в основном по воздуху, видимо, считая зенитные установки меньшей опасностью, чем заложенные у дороги фугасы. Вчерашнее прекращение полетов над Грозным, возможно, стало нарушением негласных договоренностей о "неприкосновенности" воздушных объектов. А о том, что в этом плане существуют некие правила, свидетельствуют слова одного из источников "НГ", который дал понять, что если уж спецслужбы дают добро на полет государственных и военных чиновников, включая высокопоставленных зарубежных гостей, то проблемы их безопасности от "случайных" зенитных выстрелов решены.
Чеченские сепаратисты, естественно, сделали из всех этих событий свои выводы. Вчера они продолжали утверждать, что ситуация в Гудермесе находится под их контролем, "широкомасштабное контрнаступление чеченских правительственных сил показало реальную силу и возможности Аслана Масхадова", а Кремль "наверняка понял, что реальная политическая фигура, с кем надо вести политические переговоры, - это президент ЧРИ".